Слайд 1
Методическая разработка раздела образовательной программы
Тема разработки:
«Природные сообщества»
(Окружающий мир. 2 класс)
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 39
г. Дзержинска
Новиковой Светланы Викторовны
Слайд 21.Пояснительная записка
О неблагополучии в состоянии окружающей
природы говорят на разных языках. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть развивать экологическое сознание детей. Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. Существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек – природа". Бережное отношение к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения.
Чтобы научить детей понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать им эти чувства с раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому начиная с первого класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными.
Слайд 31.Пояснительная записка
Новизной работы является использование проектной
деятельности на уроках курса Окружающий мир (раздел образовательной программы «Природные сообщества» 2 класс). Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования. Уже в начальной школе учащиеся используют проектную деятельность для осуществления связи теории с практикой. Через работу над проектами можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в историческом аспекте, загрязнение природной среды и необходимость её сохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижение биоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
2. Цели и задачи раздела
Цель – изучить природные сообщества.
Задачи:
познавательные:
- дать понятия о природных сообществах,
- учить отличать природные сообщества,
- познакомить с растительным и животным миром природных сообществ,
- учить наблюдать, находить взаимосвязь, классифицировать, сравнивать, обобщать, особенности животного и растительного мира от условий его жизни,
- учить моделировать цепь питания разных сообществ,
- учить конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в природных сообществах.
развивающие:
- развивать экологическое сознание,
- обогащать словарный запас,
-формировать умение определять и объяснять понятия, сравнивать, обобщать, систематизировать,
-формирование знаний, характеризующих систему «человек - окружающий мир», позволяющих представлять свое место в мире,
-формирование умений и навыков оптимального взаимодействия с окружающим миром,
-научить младшего школьника учиться самостоятельно, т.е. научить самообразованию.
воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру,
- привлекать к активной познавательной деятельности,
- учить самостоятельно разрешать проблему
Слайд 5
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в
соответствии с возрастными особенностями.
С наступлением младшего школьного возраста у ребёнка происходит смена образа и стиля жизни. Возникают новые требования, меняется его социальная роль, меняется основной вид деятельности. Решающим компонентом является мотивация учебной деятельности и познавательной активности.
Главные мотивы учебной деятельности:
познавательные (умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, осознание ребенком цели предстоящей работы;
социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими);
личные (заслужить похвалу, отметить свои достижения).
Слайд 63. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в
соответствии с возрастными особенностями.
Восприятие -очень конкретно, ситуативно;
Внимание -доминирует непроизвольное; активно реагирует на всё яркое, новое;
Память- второклассники непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес;
Мышление- наглядно-действенное ( чувственное) и наглядно-образное;
Воображение- воссоздающее (репродуктивное) ;воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект; в конце 2 класса значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах;
Речь- у второклассников на первый план выступает потребность в общении, которая определяет развитие речи.
Слайд 7 4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Слайд 85.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий,
методов, форм организации деятельности обучающихся
Слайд 95.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий,
методов, форм организации деятельности обучающихся
Слайд 10Метод проектов
При изучении раздела «Природные сообщества » находят применение все методы
обучения. Особое внимание я уделяю методу проектов. Это способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс. Метод проектов способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы одноклассников, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другим
Слайд 11 6. Система знаний и система деятельности
Слайд 126. Система знаний и система деятельности
Знакомиться с проектной деятельностью на уроке окружающего мира мы начали с первого класса- это вовлечение ребят в краткосрочные коллективные проекты в форме ролевой игры. Это творческие проекты совместной деятельности учащихся: тема из раздела программы «Семья»: «Герб семьи» (плакат), «Ласковые слова для мамы» (аппликация солнышко) цель: укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям. Тема из раздела программы «Наша страна - Россия»: краткосрочный проект «Москва –столица нашей Родины», цель: воспитывать патриотизм, знакомить с традициями и историей страны. Тема из раздела «Твоё здоровье» : «Здоровая пища» ( лепка фруктов, овощей – накрываю стол для гостей) цель: повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Тема из раздела «Сезонные изменения в природе. Зима»: «Погибают ли на зиму деревья?»цель: установить связь между растением и условиями его содержания, воспитывать бережное отношение к природе.
Проектной деятельностью мы занимались и в группе продлённого дня, у нас было достаточно времени для коллективных проектов, также постепенно мы начали знакомство с групповыми информационными проектами краткосрочными и проектами средней продолжительности. Тема раздела программы «Праздники»: «День матери» ( выпуск газеты, коллаж, подготовка концерта, праздник для мам) цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме. Во втором классе мы продолжили выполнять коллективные проекты и групповые, начали работать над парными проектами , больше информационной направленности, учились затрагивать межпредметную область нескольких предметов, проекты были средней продолжительности и краткосрочные.
Слайд 13Изучение раздела «Природные сообщества » создаёт содержательную базу формирования универсальных учебных
действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения данного раздела учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку, учатся обобщать, находят причинно-следственные связи, анализируют. В процессе изучения раздела «Природные сообщества » дети учатся:
исследовать ( на основе непосредственных наблюдений ) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
обсуждать в группах (паре) и объяснять правила поведения в различных ситуациях ( лугу, поле, лесу, саду, водоеме);
сравнивать и различать деревья, кустарники и травы;
характеризовать условия , необходимые для жизни растений;
рассказывать о роли растений в природе и жизни людей
описывать внешний вид , характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей ( на примере своей местности);
рассказывать о роли животных в природе и жизни людей ( на примере своей местности )
Слайд 147. Календарно-тематическое планирование по разделу.
Слайд 157. Календарно-тематическое планирование по разделу.
Слайд 167. Календарно-тематическое планирование по разделу.
Слайд 178.Разработка урока
Тема: Травянистые растения леса
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Название
проектной деятельности : «Сохрани первоцвет»
Цель: формирование представлений о травянистых растениях , как особом царстве живой природы.
Задачи:
1.образовательные: расширять знания о травянистых растениях ; 2.воспитательные: воспитывать бережного отношения к растениям и к окружающей среде;
3.развивающие: развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом, логическое мышление ( операции анализа, синтеза,
сравнения, обобщения), коммуникативные качества.
Оборудование: (для учителя) компьютер, мультимедийный проектор, экран; (для обучающихся) учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», (карточки для работы в группе, справочники )
Слайд 20 Первичное усвоение новых знаний
Слайд 24Мониторинг диагностики (второй год обучения) среди обучающихся 2 классов.
Слайд 25
Список литературы
1) Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Волгоград: Учитель.
- 2007.
2) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 2 - М.: Вентана – Граф, 2012.
3) Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования М., 2009.
4) Примерные программы по учебным предметам .Начальная школа .В 2ч. Ч.1.-5-е изд., перераб.-М.:Просвещение,2011. (Стандарты второго поколения)
5) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя/Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение. - 2008.