Презентация, доклад Раннняя профориентация дошкольников

С высоким темпом современной жизни и развитием информационных технологий на

Слайд 1 «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
ПОДГОТОВИЛА СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «ЗВЁЗДОЧКА» ПОТЕХИНА

И.В.
«РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА»ПОДГОТОВИЛА СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ  МДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «ЗВЁЗДОЧКА» ПОТЕХИНА И.В.

Слайд 2 С высоким темпом современной жизни и

развитием информационных технологий на рынке труда появляется много новых профессий. В них сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, основываясь на свои интересы, возможности и способности. Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Слайд 3 Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах

выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Ранняя профориентация в детском саду преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский

Слайд 4 Федеральным государственным образовательным стандартом Д.О. определены Целевые ориентиры

на этапе завершения дошкольного образования, часть которых так же направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и другой деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у него эмоционально – положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
Федеральным государственным образовательным стандартом Д.О. определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть

Слайд 5 Что бы в подростковом возрасте, ребёнок смог

анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии уверенно, работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:
- профессиональное информирование – обеспечение детей информацией о мире профессий;
- профессиональное воспитание – формирование интереса к труду, трудолюбия,
- диагностика – оценка индивидуальных особенностей,
- консультирование – помощь в разрешении проблем.
Ранняя профориентация нуждается в руководстве со стороны взрослых и может быть реализована в условиях дошкольной образовательной организации.
На практике ранняя профориентация в ДОУ заключается в создании и реализации комплекса психолого – педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а так же в создании соответствующей предметно - развивающей среды. Кроме того ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
.
Что бы в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и

Слайд 6 Анализируя специализированную литературу можно выделить обобщенные задачи совместной

деятельности по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Младшая группа:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Анализируя специализированную литературу можно выделить обобщенные задачи совместной деятельности по формированию у детей представлений

Слайд 7Средняя группа:
- формировать представления о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека

и общества;
- формировать представления о сложных трудовых операциях и механизмах;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
- учить сравнивать профессии;
- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный результат;
- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с черезвычайными ситуациями.

Средняя группа:- формировать представления о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;- формировать представления о сложных

Слайд 8Старший возраст:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и

не материальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающих выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно – прикладного искусства.
Старший возраст:- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и не материальных результатах труда, его личностной

Слайд 9
Подготовительная группа:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда

взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства ( цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представление о труде , как экономической категории)
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах помощниках человека;
- формировать представления о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Подготовительная группа:- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей,

Слайд 10 Реализация обозначенных задач позволяет к

моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально - положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
 

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих

Слайд 11 Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной

организации ведётся планомерная профориентационая работа с воспитанниками.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и силу этого остается за пределами понимания ребёнка. По этому, деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Для ознакомления с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно – бытового труда)
- игровой (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации)
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационая работа с

Слайд 12 Работа по формированию представлений о труде взрослых

проводится в процессе непосредственной организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе совместной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:
- приближение детей к труду взрослых (осуществляется в процессе разных видов непосредственной организованной образовательной деятельности, с обязательным включением беседы о данной профессии). При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью НООД очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
- приближение работы взрослых к детям (осуществляется во время экскурсий, наблюдений, тематических встреч с людьми разных профессий. Это обеспечивает наглядность, ясность получаемых представлений и способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.) Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений, а так же обсуждать увиденное и отражать в творческой деятельности.
Работа по формированию представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственной организованной образовательной

Слайд 13 С развитием информационных технологий становятся возможными виртуальные

экскурсии.
Совместная деятельность взрослого и ребенка (осуществляется через сюжетно – ролевые игры, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации, проектную и исследовательскую деятельность и другие формы деятельности, которые могут реализоваться в течение режимных моментов, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка. В процессе праздников и развлечений так же можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. Стоит обратить внимание на такие календарные даты, как «День повара», День учителя» и другие. Участие детей в различных творческих конкурсах таких, как конкурс чтецов «Профессии всякие нужны, профессии разные важны!», выставках проектной деятельности «Кем я хочу стать!?» и других так же носить профориентационый характер.

С развитием информационных технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.  Совместная деятельность взрослого и

Слайд 14 Успешное осуществление этих форм работы с детьми не

возможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям и принципам построения профориентационой предметно – развивающей среды
Неоценимую помощь в пополнении предметно – развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационая работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Успешное осуществление этих форм работы с детьми не возможно без организации правильной и соответствующей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть