Слайд 1«Воспитание у детей патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной
культуре»
Слайд 2Актуальность темы
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной
мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Слайд 3Проблема:
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать
себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Слайд 4Цель работы:
формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления
с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Слайд 5Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной
культуры на специально организованных занятиях.
2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Слайд 6Предполагаемый результат:
повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на
практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Слайд 7. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки,
весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.
К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Слайд 8 И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять
в детских душах вечное.
Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Слайд 9Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Слайд 10Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Слайд 11В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного
творчества.
Слайд 12Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными
праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д.
Слайд 13Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников является использование бесед
о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.
Слайд 14Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в
группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.
Слайд 15Перспективное планирование
Примерное перспективно-тематическое планирование работы с детьми
2 младшей группы по
теме «Воспитание у детей патриотических чувств
в процессе приобщения к русской национальной культуре»
Примерное перспективно-тематическое планирование работы с детьми
средней группы по теме «Воспитание у детей патриотических чувств
в процессе приобщения к русской национальной культуре»
Слайд 16Уровни мониторинга знаний детей второй младшей группы.
Высокий:
1. Ребёнок понимает значение
слов: изба, хозяйка, колыбелька.
2.Имеет представления:
О русской народной игрушке-матрёшке;
О предметах старинного быта: самовар, чугунок, лавка;
О предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы, перчатки;
О малых фольклорных формах: потешки, песенки.
Средний:
1. Ребёнок в основном понимает значение слов: изба, хозяйка, колыбелька.
2.В основном имеет представления:
О русской народной игрушке-матрёшке;
О предметах старинного быта: самовар, чугунок, лавка;
О предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы, перчатки;
О малых фольклорных формах: потешки, песенки.
Низкий:
1. Ребёнок затрудняется в понимании значения слов: изба, хозяйка, колыбелька.
2.Имеет Слабые представления:
О русской народной игрушке-матрёшке;
О предметах старинного быта: самовар, чугунок, лавка;
О предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы, перчатки;
О малых фольклорных формах: потешки, песенки.
Слайд 17Уровни мониторинга знаний детей средней группы.
Высокий:
Ребёнок имеет чёткие представления:
О
русской народной игрушке: матрёшка, глиняная игрушка;
О предметах народного быта: прялка, пряжа, веретено;
О характерных особенностях русского костюма: сарафан, косынка, рубаха, пояс-кушак, кокошник, венок, ленты;
О старинной русской обуви: лапти;
О народных праздниках: Осенины, Масленица.
Средний:
Ребёнок практически имеет представления:
О русской народной игрушке: матрёшка, глиняная игрушка;
О предметах народного быта: прялка, пряжа, веретено;
О характерных особенностях русского костюма: сарафан, косынка, рубаха, пояс-кушак, кокошник, венок, ленты;
О старинной русской обуви: лапти;
О народных праздниках: Осенины, Масленица.
Низкий:
Ребёнок имеет слабые представления:
О русской народной игрушке: матрёшка, глиняная игрушка;
О предметах народного быта: прялка, пряжа, веретено;
О характерных особенностях русского костюма: сарафан, косынка, рубаха, пояс-кушак, кокошник, венок, ленты;
О старинной русской обуви: лапти;
О народных праздниках: Осенины, Масленица.
Слайд 18Мониторинг знаний детей второй младшей группы.
Начало года
0
Слайд 19Мониторинг знаний детей средней группы.
Начало года
8
Слайд 20Примерный план работы с родителями воспитанников по воспитанию нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста.
Родительские собрания:
Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребенка.
Человек начинается с детства.
Консультации
Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Тематические мероприятия.
Осенний праздник «Осенины»
Праздничные досуги: «Новогодняя ёлка»,
«Приди, весна,с радостью!»
«Защитники Отечества»
«Масленица»
«Пасха»
«Благодарим, солдаты,вас!»
Слайд 24
Оформление папок-передвижек; настенных газет:
«Осень, осень, в гости просим»
«Здравствуй добрый Новый год»
«Новогодний
хоровод»
«Счастливого рождества»
«Герои земли русской»
«День защитника Отечества»
«Отечества сыны»
«Наши папы»
«Мой папа – какой он» (детские рассказы с рисунками)
«Женский день – 8 марта!»
«Наши мамочки!»
«Весна-красна к нам пришла!»
«Широкая масленица»
«Развесёлая ярмарка» (фоторепортаж)
«Пасха»
«День Победы – славный день»
Тематические выставки работ детей и их родителей.
Итоговый праздник для детей и их родителей «Вот и стали мы на год взрослей!»
Слайд 28Совместные работы детей и родителей.
Слайд 29Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве?
Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края?
Слайд 30Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с
ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.
Слайд 31Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления,
поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности.
Слайд 32Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами –
не помнящими родства”.