Слайд 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации образовательной области
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
группы общеразвивающей направленности
для детей
младшего дошкольного возраста
(от 3 до 4 лет)
Подготовила
Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»
Пустовалова Я.Б.
Слайд 2Рабочая программа – нормативный правовой акт, на основе основной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в соответствии с ООП ДОУ.
Слайд 3Титульный лист
структурный элемент программы,
в котором содержатся выходные
данные Рабочей программы
На титульном листе указывается самая необходимая информация:
полное название образовательного учреждения;
когда и кем утверждена программа;
полное название программы;
номер и направленность группы;
возраст воспитанников;
срок реализации (учебный год);
ФИО и должность авторов (автора), квалификационная категория ;
место и год.
Слайд 4Целевой раздел
Пояснительная записка – структурный элемент РП содержащий:
нормативно-правовые документы, на
основании которых разработана программа;
цели и задачи реализации программы с учетом требований ФГОС);
принципы и подходы к формированию программы;
сведения о примерной образовательной программе и используемых парциальных программах;
возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников группы.
Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Слайд 5Содержательный раздел
структурный элемент программы содержащий:
1) описание образовательной деятельности в
соответствии с направлением развития ребенка в данном случае - познавательное развитие;
2) часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений:
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Педагогический мониторинг
Особенности организации образовательного процесса в группе
Слайд 6Комплексно-тематическое планирование
Закон РФ «Об образовании» (п. 6.2 ст. 9) от 29.12.2009
№ 273-ФЗ:
«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;
«Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…»
Слайд 7Организационный раздел
структурный элемент программы, в котором представлены условия и средства
реализации РП.
Организация режима пребывания детей в группе(на холодный и теплый период).
Режим двигательной активности воспитанников группы.
Особенности организации прогулки.
Особенности традиционных праздников, событий, мероприятий
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Список литературы:
структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. В РП педагога указывается:
научно-методическая и учебно-методическая литература, интернет-ресурсы.
Слайд 8
В разделе «Приложения к рабочей программе»
могут быть представлены следующие материалы;
•
конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности с детьми;
• описание игр и игровых упражнений;
• сценарии мастер-классов для педагога и родителей;
• сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);
• комплексы утренней гимнастики;
• визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, в буклетах и памятках и т. д.).
Слайд 9Нормативной основой Программы являются:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Слайд 10 Рабочая программа педагога
должна отвечать следующим
характеристикам:
Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей;
Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения;
Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки;
Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения.
Слайд 11ЦЕЛЬ
И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ: развитие познавательных интересов
и познавательных способностей дошкольников в организованной образовательной деятельности и режимных моментах.
ЗАДАЧИ:
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
- знакомить с социальным миром , предметным окружением и миром природы;
- формировать элементарные математические представления.
Слайд 12 Принципы и подходы к формированию
Программы
- Принцип развивающего обучения;
- принципы научности обучения и его доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип систематичности и последовательности ;
- принципу активности и сознательности;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям;
- принцип гуманизации педагогического процесса;
- принципа интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- принцип наглядности.
Слайд 13Возрастные психофизические особенности детей 3-4 лет
В развитии познавательной сферы:
расширяются и
качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.
ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении.
формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой».
важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Слайд 14Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры
•Ребенок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
•Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия.
•Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
•Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома. На улице и старается соблюдать их.
•Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
•Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру; предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
•Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.
•Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
•У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Слайд 15Планируемые результаты в соответствии с конкретными задачами
• ребенок знает свои имя, фамилию,
имена родителей;
• знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки;
• рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним;
• ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город;
• правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
• различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
• умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме;
• понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, над-под, верхняя-нижняя, различает день-ночь, зима-лето.
Слайд 16Содержание психолого-педагогической работы в соответствии с направлениями
развития (Познавательное развитие)
Познавательно-исследовательская деятельность
Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранние скрытые свойства изучаемого объекта.
Сенсорное развитие
Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Ознакомление с предметным окружением
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
Ознакомление с социальным миром
Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры – драматизации по произведениям детской литературы.
Знакомить с ближайшим окружением
Слайд 17Формы, методы и средства реализации Программы
c учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Организованная образовательная деятельность
Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые).
Занятия комплексные, интегрированные. Целевая прогулка, экскурсии, тематические встречи (гостиные).
Викторины. Конкурсы. Презентации. Спортивные и интеллектуальные
марафоны, олимпиады.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий
Дежурства, коллективный труд, игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.). Чтение художественной литературы
Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников
Спонтанная игровая деятельность.
Свободная творческая,
продуктивная деятельность. Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.
Самостоятельная двигательная активность.
Слайд 18Методы и средства реализации Программы
Словесные:
рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций,
обсуждение, увещевание, работа с книгой
Наглядные:
метод иллюстраций и метод демонстраций
Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.
Слайд 19Способы и направления поддержки детской инициативы
создавать условия для реализации собственных планов
и замыслов каждого ребенка;
рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих, ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
Слайд 20Организационно-педагогические условия реализации Программы
Режим дня для воспитанников младшей группы
(3-4 года)
Режимные моменты
Время
Прием детей, взаимодействие с родителями, самостоятельная деятельность, свободная игра ’ 7.00-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.50
Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность. 8.50-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка. 10.00-11.50
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, гигиенические процедуры 11.50-12.00
Подготовка к обеду. Обед. 12.00-12.30
Подготовка ко сну. Дневной сон. 12.30-15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность 15.00-15.15
Подготовка к полднику. Уплотненный полдник. 15.15-15.40
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность, чтение книг. 15.40-16.20
Подготовка к прогулке. Прогулка, самостоятельная деятельность, уход детей домой. 16.20-17.30
Слайд 21Организация развивающей предметно-пространственной среды
Слайд 22Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
Слайд 23Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
Слайд 24Основная цель взаимодействия – установить партнерские отношения, мотивировать родителей к совместной
деятельности, объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их совместную детско-взрослую деятельность.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Слайд 26Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение образовательной
области «Познавательное развитие»
Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Метод. пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать» - М.: ТЦ Сфера, 2017
Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет - М.: ТЦ Сфера, 2017 (рабочая тетрадь к программе Математические ступеньки)
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
Слайд 27Список литературы:
1.Основная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные
редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А.
Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.Соответствует ФГОС (7 книг)
2008
2. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада»
Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина Издательство Мозаика-Синтез, М. 2010 год