Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2
В нашей школе есть дети, которые относятся к категории детей с
ограниченными возможностями развития (ОВЗ).
Среди них есть:
- дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- дети с нарушением зрения
Слайд 3Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог- психолог, социальный
педагог, классный руководитель, учителя-предметники, фельдшер школы. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Слайд 4Целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья стало создание оптимальных
психолого- педагогических условий для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации, психологического развития обучающихся.
Слайд 5Вся работа с детьми ОВЗ строилась по следующим направлениям:
1) Изучение нормативных
документов по организации образования детей с ОВЗ.
2) Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
3) Работа с родителями детей с ОВЗ.
4) Работа школьного консилиума.
5) Индивидуальная и групповая работа с детьми с ОВЗ.
Слайд 6
В системе работы следующие формы:
- Сбор сведений о ребенке у педагогов,
родителей учащихся, который начинается ещё на подготовительных курсах (проводятся консультации с родителями и диагностика будущих первоклассников);
- Диагностика и анкетирование учащихся в течение учебного года (например: готовность к школе, адаптация, диагностика эмоционально волевой сферы ребёнка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций «Домики» , анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»);
Слайд 7
- В нашем образовательном учреждении функционирует медико-психолого-педагогический консилиум (ПМПК).
Членами постоянно действующего
ПМПК являются:
зам.директора по УВР,
педагог-психолог,
оциальный педагог,
фельдшер школы
классный руководитель учащегося и учитель предметник, направивший учащегося на ПМПК.
Далее учащиеся направляются на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
Слайд 8- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: консультации по
запросам родителей (ежедневно время консультаций для родителей будущих первоклассников с 14.00-15.00), тематические беседы, посещение семьи (при необходимости), подготовка рекомендаций, советов, характеристик и направлений на ПМПК;
- обсуждение на метод.объединениях учителей;
- ведение карт наблюдений на каждого ребёнка;
Слайд 9- посещение уроков педагогом-психологом, социальным педагогом;
- разработка методических рекомендаций учителю;
обследование школьников
по запросу родителей, классных руководителей и учителей предметников;
- подготовлены программы по сопровождению детей с ограниченными возможностями;
Слайд 10- организация групповых и индивидуальных развивающих занятий, направлена на преодоление специфических
трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
- в течение всего учебного года изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
- Ведётся документация по работе с учащимися, родителями учащихся и педагогами (журнал учёта работы)
Слайд 11- Мной были пройдены курсы повышения квалификации
по программе дополнительного
профессионального образования «Психология»
по проблеме «психологическая поддержка инклюзивного образования».
Слайд 12Принципы работы:
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на
принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с социальным педагогом, классным руководителем, учителями предметниками, родителями.
Слайд 13В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать
технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе.
Слайд 14
Упражнение из тренинга для учителей.
Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или
памятка на “черный день”
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Подготовка: нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.
Слайд 15Процедура проведения.
Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том,
что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.
Слайд 16«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или
особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Слайд 17
Моя памятка на «черный день»
Мои лучшие черты
Мои способности и таланты
Мои
достижения
Слайд 18
Упражнение из детско-родительской игры «Уроки понимания»
Цель: формирование новых приемов и способов
взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
Слайд 19Игра-сказка "Ситуация"
Инструкция: "Жила-была одна семья: мама, папа, сын. Мама и папа
ходили на работу. Сын учился в школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа пришли домой, а сын сидит взъерошенный, потому, что …"
Слайд 20
Каждая команда получает карточки с заданиями:
Сын подрался с другом;
Ребенок боится отвечать
у доски на уроках;
Сын требует купить ему компьютерную игру;
Ребенок не хочет идти в школу;
Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
Сын не хочет выполнять домашние задания.
Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.
Слайд 21
Игра "Щепки на реке"
Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив
другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".
Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"