Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА
№ 129 « БЕРЕЗКА»
«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в критические периоды развития. Кризис 3-х лет»
Камардина Светлана Владимировна-практический психолог
Слайд 2Кризис трёх лет
Кризис трёх лет (греч. krisis - решение,
поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Слайд 3
Именно в три года у ребенка в основных чертах складывается
характер, образ «Я», целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения. От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а может обернуться эпохой упущенных возможностей.
Слайд 4
Симптомы кризиса называют семизвездием
1. Негативизм
2. Упрямство
3. Строптивость
4.
Своеволие
5.Протест-бунт
6. Симптом обесценивания
7. Деспотизм
Слайд 5НЕГАТИВИЗМ
Малыш стремиться сделать всё наоборот, даже
вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Негативизм избирателен: ребёнок отказывается выполнять просьбы определённых людей.
Совет: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
Слайд 6УПРЯМСТВО
Малыш делает наперекор другим из - за того, что
он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом.
Слайд 7СТРОПТИВОСТЬ
Направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до
трех лет.
Совет: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением.
Слайд 8СВОЕВОЛИЕ
Проявляется в том, что ребёнок хочет всё
делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.
Совет: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.
Слайд 9ПРОТЕСТ- БУНТ
Проявляется в том, что поведение ребёнка
носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.
Слайд 10ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
Обесцениваются, теряются старые привязанности ребёнка к людям,
правилам поведения, вещам. Для трёхлетнего ребёнка могут вдруг потерять ценность ещё совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
Совет: найдите новые интересные занятия для малыша.
Слайд 11ДЕСПОТИЗМ
Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребёнком.
Совет: не поддавайтесь на манипуляцию но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.
Слайд 12Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет
Избегать авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании. Осуществлять единую тактику воспитания в семье. Поощрять познавательный интерес и самостоятельность ребёнка. Использовать игровые приемы в общении и обучении ребёнка самостоятельности. Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявлять спокойную требовательности к исполнению этих правил. Осуществлять совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора. Обучать ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Слайд 13Как не надо вести себя с трёхлеткой
Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас проявления его самостоятельности. Говорить 'да', когда необходимо твёрдое 'нет'. Пытаться любыми путями сгладить кризис. Приучать малыша к лёгким победам давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. Подчёркивать свою силу и превосходство, противодействуя ребёнку во всём.
Слайд 14ЛИТЕРАТУРА
Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. —
2005. — № 10.
Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/art/5746
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: РОУ, 1996.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб.: Речь, 2003.
Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.
Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
Обухова Л. В. Возрастная психология. — М., 1996.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера — М.: ПЕРСЭ, 2006. — (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
Справочник дошкольного психолога / Под ред. Г. А. Широкова — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М., 1996.