Слайд 1Педагог и психологическая безопасность ребенка на уроке.
Возможности ее сохранения
Слайд 2Упражнение
Продолжите фразу:
Для меня психологическая безопасность это………
Слайд 3Психологическая безопасность
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от
угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению
Слайд 4Окружение ученика
психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка
усвоить эту программу)
социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.)
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Слайд 5Школьные факторы риска
- это стрессовая тактика педагогических воздействий;
- несоответствие методик и
технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
- нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;
- предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий (пример)
- педагогический и родительский “психоз” отличных отметок;
- нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками (для многих детей соревновательный момент урока повышает тревогу)
- недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности
Слайд 6Период адаптации, первый класс
Слайд 7Разное восприятие ребенком учителя
Слайд 8
Внешние источники психологической угрозы для ребенка
Недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию
общественно-полезных навыков.
Манипулирование ребенком со стороны взрослых.
Агрессивное поведение взрослых/родителей/учителей по отношению к ребенку.
Враждебная агрессивная среда дома, в школе, на улице.
Осознание ребенком своей не успешности, ущербности в сравнении со сверстниками.
Необоснованные запреты.
Нарушение личностных границ ребенка.
Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка.
Отсутствия понятных правил взаимоотношений в семье/школе или не соблюдение взрослыми этих правил.
Авторитарный стиль воспитания.
Слайд 9К внутренним источникам психологической опасности, можно отнести следующее:
Негативные привычки, которые сформировались
у ребенка.
Низкая самооценка.
Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность.
Недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям). Ребенок не чувствует себя защищенным.
Отсутствие ответственности за свои поступки.
Болезненные эмоции и чувства. Неумение с ними правильно справляться.
Слайд 10Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка
Проблемы со сном, питанием, личной гигиеной и
самообслуживанием.
Быстрая утомляемость
Частые и беспричинные слезы. Беспокойство без видимых причин.
Не умение организовать свое время для учебы и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться!»
Уединение предпочтительнее общению со сверстниками.
Энурез. Энкопорез. Нервные тики.
Слайд 11
Ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает полное безразличие
по этому поводу.
Он тревожный, замкнутый, а на его теле можно обнаружить синяки и следы от щипков.
Обычно разговорчивый в семье, ребенок замолкает, когда речь заходит о классе и школьных товарищах.
Общение с закадычным другом во дворе, который моложе его на два-три года, доставляет ему колоссальную радость.
Со сверстниками он отказывается общаться даже в гостях.
Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять и не приглашает в гости.
Слайд 12Упражнение
«Канал восприятия информации»
Слайд 18Динамические паузы, фильзкультминутки или…….
Назовите как хотите, только отдохните
Слайд 19Понимание ребенком своего эмоционального состояния
Чтобы почувствовать себя счастливым, а свою жизнь наполненной...
НАМ
НУЖНО РАСПОЗНАВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ!
- понимать их модальность (разницу, отличия от других)
- уметь их назвать, вербализировать
- уметь оценивать их интенсивность, яркость
Слайд 20 Важно уметь говорить о своих эмоциях.
Проговаривая вслух, мы их осознаем, выражаем,
проживаем, - то есть используем конструктивно и выражаем экологично для себя и окружающих.
60-90% эмоций "снимаются" просто в процессе проговаривания
Проговаривая вслух "положительные" эмоции мы фиксируем в памяти событие, приведшее к этой эмоции, как приятное, тем самым "коллекционируем" приятные воспоминания. Так появляется насыщенность в жизни.
Деление на + и - в эмоциях очень условно. По своей сути все эмоции безоценочны
Слайд 24 Тревожные дети
для тревожных детей учеба связана с огромным эмоциональным напряжением.
Они склонны воспринимать любую ситуацию, выходящую за рамки обычной, как стрессовую. Особенно это касается проверки их навыков и знаний в любом виде (ответ у доски, диктант, контрольная работа, тест и т. д.).
ПОМОЩЬ
Поддержка и поощрение
Необходимо постоянно напоминать детям о достигнутых ранее успехах («Ты так хорошо справился с контрольной по химии, так что и экзамен сдашь без труда!»)
Слайд 25Рассеянные дети
(испытывающие проблемы с самоорганизацией)
Особенности:
Невнимательны, дети с низким уровнем произвольности.
Колебание темпа деятельности и неустойчивая работоспособность. Часто отвлекаются, не рационально используют время.
Помощь:
Выполнять задания на время, развивать чувство времени. Составлять список дел. Специально привлекать внимание (называть по имени, линейка в тексте, выделать слова)
Слайд 26Дети-отличники (перфекционисты)
Особенности:
Дети этой категории отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, исполнительностью. Должны не
просто выполнить задание, а лучше и быстрее всех. Это требует высокого напряжения. Очень чувствительны к похвале. Неустойчивая самооценка. Часто зацикливаются на одном задании и не могут перейти к следующему.
Помощь:
Поддержка, похвала, снятие эмоционального напряжения, личный контакт с учителем.
Слайд 27Астеничные дети, дети после болезни
Особенности: высокий уровень утомляемости, снижение темпа деятельности
(неврологическая природа)
Помощь: перерывы в занятиях, уроки в первой половине дня
Гипертимные дети: быстрые, активные, энергичные, несдержанные, импульсивные. Быстро выполняют задания, но делают много ошибок, не аккуратны. Часто отвлекаются. У них не высока значимость учебных достижений.
Помощь: не изменять темп работы, не требовать не торопиться. Развивать навыки самоконтроля, проверки того, что сделал.
Слайд 28Медлительные (застревающие) дети
Особенности: низкая подвижность, основательность, медлительность. С трудом переключаются с
одного задания на другое. Если их торопить, то их темп еще больше снижается.
Помощь: тренировать навыки переключения внимания, выполнение заданий по часам, учить чувствовать время.
Слайд 29Наиболее значимые принципы урока:
Использование субъектного опыта ребенка.
Понимание в целом тесно связано с
личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний.
Вариативность заданий
предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Слайд 30 Критерии психологически безопасного урока
Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка
организации учебной деятельности (наличие плана)
Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока
Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности
Применение на уроке дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
Как менялось твое эмоциональное состояние в ходе урока (для этого ребенок должен научиться понимать свои эмоции)
Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.