Слайд 1ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Раздел ООП
Слайд 2ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования являются
Закон Российской Федерации
«Об образовании»,
Стандарт,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд 3РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ДНРВ
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на ступени начального образования
Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания. В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе.
Слайд 4РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ДНРВ
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного
развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий.
В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Слайд 5ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДНРВ
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 6ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДНРВ
Задачи в области формирования личностной культуры:
формирование способности к
духовному развитию, реализации творческого потенциала в различных видах деятельности и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) и др.
Слайд 7ЗАДАЧИ ДНРВ
Задачи в области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение
веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем и др.
Слайд 8ЗАДАЧИ ДНРВ
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе
российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДНРВ
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Слайд 10ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДНРВ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Слайд 11ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДНРВ
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Слайд 12ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДНРВ
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Слайд 13ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДНРВ
Принцип ориентации на идеал - идеалы
определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.
Аксиологический принцип - любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
Принцип следования нравственному примеру
пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Слайд 14ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДНРВ
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация — устойчивое отождествление
себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения – диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип полисубъектности воспитания - полисубъектный, многомерно-деятельностный характер воспитания личности ребенка.
Слайд 15ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДНРВ
Принцип системно-деятельностной организации воспитания – содержание
разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности.
Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос.
Слайд 16ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДНРВ
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России и др.
Слайд 17ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДНРВ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых
национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны и др.
Слайд 18ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДНРВ
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: …
Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): …
Слайд 19ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ДНРВ
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
•
Слайд 20ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ДНРВ
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин); и др.
Слайд 21ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ДНРВ
беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие
конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, изучение вариативных учебных дисциплин, посильное участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников и др.
Указаны по всем 5 направлениям ДНРВ
Слайд 22СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДНРВ
При этом могут быть
использованы различные формы взаимодействия:
участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий ДНРВ
реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой ДНРВ и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом;
проведение совместных мероприятий по направлениям ДНРВ в образовательном учреждении.
Слайд 23ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ
Педагогическая культура родителей (законных представителей)
обучающихся — один из самых действенных факторов их ДНРВ.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы ДНРВ.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Слайд 24ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ
Определены принципы работы с родителями.
Сроки
и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения.
Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с бучающимися, и подготавливать к ней.
Слайд 25ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ
Формы работы с родителями:
родительское собрание,
родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Слайд 26ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДНРВ
В результате реализации программы ДНРВ должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных
результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.)
Слайд 27ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДНРВ
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов —
приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Важно взаимодействие с педагогом, как значимым взрослым и носителем социально одобряемого поведения.
Слайд 28ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДНРВ
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Слайд 29ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДНРВ
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного
общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
Особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Слайд 30ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДНРВ
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия детей в нравственной социально- значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Слайд 31ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДНРВ
По каждому направлению:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; и др.
Слайд 32ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДНРВ
имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и
родителями (законными представителями) обучающихся;
являются ориентировочной основой для проведения не персонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.