Слайд 1Проектный метод
в условиях ДОУ
Приготовила ДолбертТ.А.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с №
411 « Солнечный зайчик»
Г.Новосибирск
Слайд 2Раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к
жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни – главная задача современной системы образования, согласно ФГОС ДО.
Слайд 3Уильям Херд Килпатрик
Джон Дьюи
История возникновения
метода проектов берёт своё начало с 20-х годов прошлого столетия в США.
Метод основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, и провозглашал принцип «обучения посредством делания».
«Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».
Джон Дьюи
Слайд 4В 1926 году Евгений Георгиевич Кагаров, анализируя опыт зарубежной педагогики, писал:
“Что
такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью”
Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:
исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;
дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Слайд 5Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) —
замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая определённые начало и конец) в целях получения уникального результата.
Слайд 6« Проект отличается от регулярно воспроизводимого процесса тем, что:
он имеет единичный
жизненный цикл с фиксированными временными рамками начала и окончания;
он ориентирован на достижение четко определенной конечной цели;
его продукт по-своему уникален, у него могут быть прототипы, аналоги, но вместе с тем он обладает какими – то только ему присущими особенностями;
он имеет более высокую неопределённость своего исхода, поскольку прошлый опыт не может служить надёжной основой для прогнозирования его последствий ».
В.С. Лазарев
Слайд 7Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Слайд 8 Метод проектов описывает комплекс
действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
Слайд 9Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:
Проектные методы обучения (развивать индивидуальные
творческие способности каждого ребёнка).
Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
Обучение в сотрудничестве (учить детей добиваться единой цели, работая в группе).
Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)
Слайд 10Основные компоненты проектной деятельности дошкольников как дидактического метода:
наличие социально значимой
задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом (фото, рисунки, аппликации, альбомы и т.д.)
представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Слайд 11 Структура проектной деятельности имеет цель. Педагогическая
цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности дошкольников, в результате которой дети применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.
Слайд 12Задачи проектной деятельности :
Обучение планированию (дети должны уметь четко определить цель,
описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (дети должны уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Поддерживать креативное и критическое мышление;
Формировать позитивное отношение к работе (проявление инициативы, энтузиазма).
Слайд 13Цели проектной деятельности в ДОУ:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Результатом достижения этой цели является проживание каждым ребёнком «ситуации успеха», позволяющая почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации, а так же через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
Формировать у дошкольников социокультурные компетенции. Заключаются в осознание у каждого ребёнка значимости коллективной работы для получения результата, в роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновляющих детей на развитие коммуникабельности.
Развивать у дошкольников исследовательские умения, формировать исследовательские и познавательные компетенции.
Слайд 14Распределение деятельности педагога и детей на каждом из этапов проекта:
Слайд 16Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Слайд 17 Используя метод проектов в работе со
старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а так же всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. На этапе разработки педагогами содержания игр, занятий, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Системная паутинка по проекту
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
Способы разработки проектов в ДОУ:
Слайд 19 2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ
УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
ЧТО ЗНАЮ?
- ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
КАК УЗНАТЬ?
- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
Слайд 203. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
• Мы озабочены... (формулируется
факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
• Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Слайд 21Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с
использованием системной паутинки проекта:
1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.
2. Тема проекта и ее происхождение.
3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.
4. Системная паутинка проекта.
5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.
Слайд 226. Краткое содержание проекта:
Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов,
действия членов семьи
Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
7. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи
8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).