Слайд 1В НАШЕЙ РЕЧИ.
ПРОЕКТ
учащихся 2 «А» класса
МКОУ Бобровская СОШ №1
Учитель
Колотушкина Л. Ю.
Слайд 2 Цель проекта
Познакомиться
с понятием фразеологизм и научиться грамотно и активно употреблять фразеологизмы в своей речи.
Слайд 3Задачи проекта
Проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе и Интернете информацию
о фразеологизмах, усвоить понятие фразеологизм ;
выяснить источники происхождения фразеологизмов;
обогатить свой словарный запас фразеологизмами;
формировать умение пользоваться фразеологическим словарем;
выяснить, какие фразеологизмы часто используются в разговорной речи наших учащихся;
составить словарь собственных рисунков с фразеологизмами;
создать презентацию о фразеологизмах;
сочинить рассказ с фразеологизмами.
Слайд 4Поиск информации в Интернете
Слайд 5Работа со словарями и энциклопедией
Слайд 9Признаки фразеологизмов
Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за
что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями.
Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом
Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Слайд 10Сфера употребления фразеологизмов
Книжный
Публицистический
Разговорный
СТИЛИ РЕЧИ
Слайд 11Исконно русские
Сматывать удочки, расправлять крылья
Старославянские
как зеницу око,
не от мира сего
Из разных
профессий
сгущать краски,
ход конем,
привести к общему знаменателю
Созданные писателем
Голый король
Счастливые часов не наблюдают
Слова из мифологии
ахиллесова пята,
нить Ариадны,
дамоклов меч
Откуда берутся фразеологизмы?
Слайд 12ЭТО ИНТЕРЕСНО
Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие
времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить.
Слайд 13***БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ
Глупый, несообразительный, несмышленый человек
Без царя в голове
(разг.) — глуп. Царь и бог кто где (обычно ирон.) — безраздельно господствует, царит, выше, важнее всех. Он у нас царь и бог, его не тронь.
Фразеологизмы заимствованные
Не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте)
(французский)
Слайд 15Социологический опрос учащихся 4-х классов.
1. Знаете ли
вы, что такое фразеологизм?
2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?
3. Приведите примеры фразеологизмов.
4. Когда вы впервые услышали их?
5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?
6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?
Слайд 17 Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?
Слайд 18Приведите примеры фразеологизмов.
Слайд 20Употребляете ли вы фразеологизмы
в своей речи?
Слайд 22Бить баклуши - праздно проводить время
Слайд 23Два сапога пара - о двух людях, вполне сходных, подходящих друг
другу, в особенности по своим недостаткам.
Слайд 26Как с гуся вода – безразлично,
всё равно, не обращает внимания
Слайд 27Вить верёвки – полностью подчинив своей воле кого-либо, поступать с ним
по своему желанию.
Слайд 28Льет как из ведра - сильный ливень
Слайд 29Смотрит как баран на новые ворота
( Очень удивлённо)
Слайд 30
Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся
под маской кротости
Слайд 33Вставлять палки в колёса –
намеренно мешать кому-либо
в каком-либо деле
Слайд 34
Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко
Слайд 35Тянуть кота за хвост –
вяло, нудно говорить, медлить с ответом,
вызывая у кого-либо недовольство
Слайд 36Держать рот на замке –
не говорить ничего лишнего, молчать
Слайд 37Вылететь в трубу –
терять своё богатство, оставаться без денег,
разоряться
Слайд 38Как курица лапой - неразборчивый почерк
Слайд 39Купить кота в мешке – приобрести что-то за глаза, не зная
ничего о недостатках или достоинствах покупки.
Слайд 40 Подложить свинью –
втихомолку подстроить какую-нибудь
гадость,
напакостить.
Слайд 41
Медвежья услуга – неумелая услуга,
причиняющая только неприятность
Слайд 42Сел в галошу - оказаться в смешном положении
Слайд 43Как кошка с собакой живут – постоянно ссорящиеся люди
Слайд 44Шиворот – навыворот (если сделал что-то не так, как полагается, наоборот,
перепутал)
Слайд 45Считать ворон – глазеть по сторонам,
бездельничать, ротозейничать
Слайд 46Медвежья услуга – неумелая услуга,
причиняющая только неприятность
Слайд 47Перемывать косточки –
заниматься сплетнями, злословить
осуждать чьи-либо недостатки
Слайд 48Интересные задания
по теме
«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Слайд 49 Замените « одним словом »
зарубить на носу — …
прикусить язык
—...
обвести вокруг пальца — ...
бить баклуши - ….
купить ... в мешке - …
вставлять палки в колеса — ...
Слайд 50 Отгадайте фразеологические
загадки.
Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.
Слайд 51Закончите фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.
Голоден как …., изворотлив как…..,
нем как…, болтлив как..., как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога, надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как … лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.
(волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят, свиньями, козла)
Слайд 54ВЫВОД
Проект проводился в рамках предмета «русский язык».Каков же результат нашей работы?
Самое главное – мы узнали много фразеологизмов, о которых раньше и не слышали. Поистине, велик и могуч наш русский язык!
Мы создали презентацию о фразеологизмах.
Составили словарь фразеологизмов из рисунков и продолжаем над ним работать.
В результате работы над проектом появилась накопительная папка, в которой хранятся отчёты рабочих групп.
Слайд 55Учащиеся усвоили значение понятия «фразеологизм».
Познакомились с источниками фразеологизмов русского языка.
Слайд 56ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ, ОН СДЕЛАЕТ ВАШУ РЕЧЬ ЯРКОЙ И САМОБЫТНОЙ.
Слайд 57 Спасибо за внимание !!!!
Мы сегодня не переливаем из пустого
в порожнее, а работаем не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжаем работу. И в аудитории нет ни одного человека, кто бы смотрел на работу других сквозь пальцы.
Молодцы!