Слайд 1
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Чупрова Елена Викторовна, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 32 Г.о. Подольск Московской области
Слайд 2Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных)
Слайд 3Задачи проектно – исследовательской деятельности:
создать условия для организации деятельности учащихся: определять
ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Слайд 4
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
Слайд 51. По определению
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Слайд 6Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов
познавательной деятельности человека.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Слайд 72.По цели
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности -
уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Слайд 83.По наличию гипотезы.
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и
теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Слайд 94.По этапам исследования
Основные этапы проектной
деятельности
Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Слайд 10Этапы исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Выдвижение гипотезы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов и методики проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 11Проблема
(противоречие, в котором ребенок не смог первоначально разобраться)
Объект
(это название
общего процесса, который надо исследовать, чтобы предложить решение проблемы)
Предмет
(это часть общего процесса, его аспект или ракурс)
Цель
(обозначение как процесса того, что в результате исследования хочу получить; зачем буду исследовать)
Гипотеза (формулирует то, что ребенок предполагает сделать в процессе исследования и с помощью каких методов, чтобы решить проблему)
Задачи
(определение этапов на пути достижения цели, что буду делать такого, чтобы достичь цели)
Методы исследования
(как выполнить задачи? С помощью каких методов)
Слайд 125. По продукту
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может
быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Слайд 13Соотношение проектирования и исследования
Проектирование
1.Разработка и создание планируемого объекта
или его определенного состояния.
2. Решение практической проблемы.
3.Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды.
Исследование
1.Не предполагает создание заранее планируемого объекта.
2.Создание нового интеллектуального продукта.
3.Процесс поиска неизвестного, получение нового знания.
Слайд 14
Виды учебных исследований в начальной школе
По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
По предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей);
По продолжительности: мини – проекты ( 1 урок или менее),краткосрочные (4 - 6 уроков), недельные, годичные
Слайд 15Правила выбора темы проекта и исследования
Правило 1. Тема должна быть
интересна ребенку. Мы должны преподнести её детям так, чтобы вызвать их интерес.
Правило 2. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Слайд 16«Памятка для ученика»
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу
высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Слайд 17Оформление работ, результаты проектов, исследовательских работ
и их защита происходит на:
конкурсах;
праздниках;
выставках;
акциях;
конференциях и т.д.
Слайд 18
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
Рефлексивные
Поисковые (исследовательские)
Умения и
навыки работы в сотрудничестве
Менеджерские
Коммуникативные
Презентационные
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Слайд 19Учитель
Осуществляет консультативную помощь
Подготавливает необходимое оборудование
Обеспечивает непрерывность работы над проектом
Слайд 20Оценка выполнения проекта и исследования
Школьников, добившихся особых
результатов в выполнении проекта, исследования можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов и исследований. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект или исследование «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект», «Лучшее исследование», «Интересный опыт» и т.д.