Слайд 1 Метод проектов
в начальной школе.
Особенности организации
проектной деятельности.
Автор работы:
Степаненко О.Г.
Слайд 2В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу
проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.
Слайд 3История возникновения
метода проектов
Метод проектов зародился во второй половине XIX века
в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания»
Слайд 4В европейских языках слово «проект»
заимствовано из латыни
и означает
«выброшенный
вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза»
Слайд 5 Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по
достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Слайд 6 Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе
работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов.
Слайд 7Что такое учебный проект?
Учебный проект с точки зрения учащегося
— это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 8
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Слайд 9Требования к учебному проекту
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –
исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Слайд 10В современном понимании
проект – это шесть «П»
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио (папка-отчёт)
Слайд 11Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные,
информационные,
приключенческо - игровые,
телекоммуникационные.
Слайд 12Исследовательский проект
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект
выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов.
Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Слайд 13Информационный проект
Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении
для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению.
Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Слайд 14Творческий проект
Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме
проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов.
Результатом проекта, проектным продуктом, могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Слайд 15Приключенческо-игровые проекты
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения
происходит в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли.
Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Слайд 16Практико-ориентированные проекты
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата
деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Слайд 17По количеству участников проекта:
индивидуальные;
групповые.
Слайд 18Персональные или групповые проекты
Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может
быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
Слайд 19Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
проект может
быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.
Слайд 20Правила успешности проектной деятельности
В команде нет лидеров. Все члены команды
равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, от чувства уверенности в себе и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Слайд 21По продолжительности
мини-проекты (укладываются в 1 урок);
краткосрочные (4-6 уроков);
среднесрочные;
долгосрочные.
Слайд 22По характеру контактов между участниками:
внутриклассные;
внутришкольные;
межрегиональные;
международные.
Слайд 23Формы продуктов проектной деятельности
видеофильм;
выставка;
газета, журнал;
игра;
коллекция;
костюм;
модель;
музыкальное произведение;
мультимедийный продукт;
оформление кабинета;
постановка;
праздник;
прогноз;
система школьного самоуправления;
справочник;
учебное пособие;
экскурсия.
Слайд 24Что является критериями успеха работы над проектом?
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда
участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Слайд 25Этапы работы методом проекта.
Учитель Учащиеся
1-ый этап – погружение в проект.
Формулирует:
Осуществляют:
1)проблему проекта;
1)личностное
присвоение проекта;
2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию;
3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение
цели и
задач.
2-ой этап – организация деятельности.
Организует деятельность – предлагает:
Осуществляют:
4)организовать группы; 4)разбивку на группы;
5)распределить амплуа в группах
5)распределение
ролей в группе;
6)спланировать деятельность по
6)планирование работы;
решению задач проекта;
7)выбор формы и способа
7)возможные формы презентации презентации предполагаемых
результатов. результатов.
Слайд 26 3-ий этап – осуществление деятельности.
Не участвует, но:
Работают самостоятельно:
8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своим
9)ненавязчиво контролирует; амплуа и сообща;
10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости;
10) «добывают» необходимые
11)репетирует с учениками знания;
презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию
4-ый этап - презентация
Принимает отчёт: Демонстрируют:
12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и
полученные результаты; задач;
13) подводит итоги; 13)умение планировать и
14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу;
слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения
мнение, толерантность. проблемы;
15) акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку деятельности, и её результативность.
воспитательном моменте.
Слайд 27 Роль родителей
Разбить
объём работ на части
Определить сроки выполнения
Посодействовать ребёнку в передвижении
в библиотеку
Подсказать правила оформления документов
Помочь в создании костюма
Участвовать в подготовке презентаций
Слайд 28Особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Темы
детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.
Слайд 29Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и
применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения.
Слайд 30Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита
проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
Слайд 31При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и
психолого–физиологические особенности младших школьников.
“Существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”.
Необходима системность в использовании активных методов, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи.
Слайд 32Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств
личности:
Самостоятельность
целеустремленность
ответственность
инициативность
настойчивость
толерантность
Слайд 33Группа компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших
школьников:
исследовательские
социального взаимодействия
оценочные
информационные
презентационные
рефлексивные
менеджерские
Слайд 34Что дает метод проектов
Метод проектов позволяет:
обучить детей находить некую значимую для
них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания;
подвести ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической , творческой и познавательной деятельности;
развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;
научить детей алгоритму выполнения этапов проекта;
создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.
Слайд 35Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к
реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».