Презентация, доклад Проектирование индивидуального образовательного маршрута школьника

Содержание

Не секрет, что ещё многие педагоги моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усреднённый вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого обучающегося.Современная школа делает попытки преодолеть эту

Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ)
Подготовила учитель начальных классов
Головко Ирина Васильевна
МБОУ Камышевской СОШ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ)Подготовила учитель начальных классовГоловко Ирина Васильевна МБОУ Камышевской СОШ

Слайд 4Не секрет, что ещё многие педагоги моделируют занятия в традиционной форме,

ориентируясь на усреднённый вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого обучающегося.
Современная школа делает попытки преодолеть эту тенденцию, используя преимущества системы дополнительного образования, так как личность ребёнка, её уникальность и неповторимость является основной ценностью для педагога.

Поворот к личности ребёнка

Не секрет, что ещё многие педагоги моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усреднённый вариант учебного материала,

Слайд 5 Современная школа осуществляет работу с учащимися на основе гуманистической педагогики:
Теория

гуманистической педагогики рассматривает личность ребёнка как общественную ценность. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной, свободной личности. Уважение личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов.

Создание благоприятных условий для его саморазвития.

Ориентируется не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизическими особенностями.
Вводится понятие «личностно-ориентированное обучение и воспитание», «индивидуализированный подход»
Современная школа осуществляет работу с учащимися на основе гуманистической педагогики:Теория гуманистической педагогики рассматривает личность ребёнка как

Слайд 6Л. С. Выготский «Педагогическая психология»
Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса,

и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом.
Как садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая и подмешивая почву и удобрение, т. е. косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребёнка.
Л. С. Выготский «Педагогическая психология»Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к

Слайд 7Индивидуальный образовательный маршрут
Понятия, определяющие название данной технологии:
Индивидуальный- личный,

характерный конкретному индивидууму.
Образование- целенаправленный процесс, объединяющий воедино воспитание, обучение и развитие.
Маршрут- путь личностного роста обучающегося.
Индивидуальный образовательный маршрут- это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание или развитие, или на обучение.

Индивидуальный образовательный маршрут   Понятия, определяющие название данной технологии:Индивидуальный- личный, характерный конкретному индивидууму.Образование- целенаправленный процесс, объединяющий

Слайд 8Необходимость построения ИОМ диктуется следующими соображениями:
Изменяются и расширяются образовательные потребности семьи

и учащихся.
Невозможно в полном объёме удовлетворить разнообразие индивидуальных потребностей учащихся в общем потоке школы.
Расширились материально-технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одарённые дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
Необходимость построения ИОМ диктуется следующими соображениями:Изменяются и расширяются образовательные потребности семьи и учащихся.Невозможно в полном объёме удовлетворить

Слайд 9 Для реализации индивидуального образовательного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы:

-Программы, направленные на повышение качества обучения по образовательной программе (для разных категорий учащихся).

- Программы, направленные на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх).

Для реализации индивидуального образовательного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы:  -Программы, направленные на повышение качества обучения

Слайд 10 Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной

частей.

Обязательная часть состоит из основных для изучения тем.
Вариативная часть состоит из набора тем интересующих обучающегося направлений, которые он может выбрать для дальнейшего изучения.
Эти две части: обязательная и вариативная направлены на определение содержания изучаемого материала.
Коррекционная часть направлена на оказание помощи обучающимся в выборе тем из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также на определение организационной части.
Организационная часть состоит из следующих компонентов методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания.
Важно помнить, что эта и все другие части индивидуального образовательного маршрута предполагают выбор обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной, вариативной, коррекционной  и организационной частей. Обязательная часть состоит из

Слайд 11Схема построения индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования детей и

внеурочной деятельности:

Диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей.
Определение целей и задач. Проектируются цели и задачи, которые должен достигнуть обучающийся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
Определение продолжительности проекта. По согласованию с родителями и самим обучающимся, определяется время, которое необходимо затратить обучающемуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.
Определение роли родителей (законных представителей) обучающегося в реализации маршрута. Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.
Разработка учебно-тематического плана (почасового). Педагог совместно с воспитанником и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.
Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

Схема построения индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования детей и внеурочной деятельности: Диагностика. Данный этап ориентирован

Слайд 12Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристики и качеств личности, можно

определить формы и методы в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута.
Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристики и качеств личности, можно определить формы и методы в рамках

Слайд 13Методы работы по индивидуальным образовательным маршрутам .
На основе данной таблицы можно

подобрать методы работы по индивидуальным образовательным маршрутам и добавить их к традиционным.
Относительно форм занятий можно сказать, что они могут быть самыми разнообразными: игра, беседа, экскурсия, бенефис, наблюдение, практическое занятие, размышление, тренинг, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, беседа эвристическая, круиз, мозговой штурм, «фабрика», занятие погружение.
Интеграция с другими специалистами. На основе анализа диагностики и выбранного содержания программы, педагог принимает решение о необходимости привлечения специалистов из других областей.
Определение способов оценки успехов обучающегося на каждом этапе освоения маршрута. Способы выбора оценки и самооценки выбирают педагог совместно с обучающимся. Возможные формы подведения итогов: концерт, показ, открытое занятие, показ достижений, зачетная работа, экзамен, тест, рефлексия, персональная выставка.

Методы работы по индивидуальным образовательным маршрутам .На основе данной таблицы можно подобрать методы работы по индивидуальным образовательным

Слайд 14Реализация ИОМ осуществляется поэтапно:
1 этап: Диагностика.

Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств.
Деятельность обучающегося: участие в диагностическом тестировании.
2 этап: «Разработка программы».
Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация (адаптация к уровню обученности обучающегося).
Деятельность обучающегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами.
3 этап: «Реализация ИО программы»
Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающемуся.
Деятельность обучающегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом.
Реализация ИОМ осуществляется поэтапно:    1 этап: Диагностика.   Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности,

Слайд 15 4 этап: «Презентация личных образовательных результатов».
Деятельность педагога:

Организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки).
Деятельность обучающегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретическое воспроизведение (демонстрация теоретической компетентности в изученном аспекте), практическое решение поставленных задач.
5 этап: «Рефлексивно-оценочный».
Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе.
Примерная схема самоанализа обучающегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе:
Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?)
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?
Деятельность обучающихся: оценка проделанной работы, сопоставление поставленной цели и полученных результатов, решение о продолжении обучения по теме или её смене.
В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагог осуществляет ряд функций, о которых будет сказано далее.

4 этап: «Презентация личных образовательных результатов».  Деятельность педагога: Организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки).

Слайд 16Первенство на право выбора
Ребёнку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор

из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей.
При этом подбор альтернатив, формирование поля выбора ребёнка, его структурирование и организация осуществляется педагогом в соответствии с теми образовательными задачами, которые он ставит.
В ИОМ осуществляется тонкий и подвижный баланс между личной инициативой ученика и профессиональной инициативой учителя.
Первенство на право выбораРебёнку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности

Слайд 17Группа риска-определённая категория населения, у которой велика вероятность личностной или социальной

адаптации.

Дети группы риска нуждающиеся в ИОМ:
дети с эмоциональными нарушениями;
дети с семейной педагогической запущенностью;
дети с семейной депривацией;
дети-сироты;
дети с недостаточным развитием;
дети с дисгармоническим развитием
дети-инвалиды;
дети с повреждённым и дефицитарным развитием;
дети с опережающим темпом развития;
одарённые дети;

Группа риска-определённая категория населения, у которой велика вероятность личностной или социальной адаптации.   Дети группы риска

Слайд 18Виды ИОМ по категориям обучающихся ( по И. А. Галацковой)
С низкой учебной

мотивацией.

С опережающим темпом развития.

С ослабленным здоровьем.

Для одарённых детей со специальными способностями.
Виды ИОМ по категориям обучающихся ( по И. А. Галацковой)С низкой учебной мотивацией.С опережающим темпом развития.С ослабленным

Слайд 19Виды ИОМ по цели воздействия:







Расширяющий

Углубляющий

Интегрированный

ИОМ
школьника

Виды ИОМ по цели воздействия:           РасширяющийУглубляющийИнтегрированныйИОМшкольника

Слайд 20По длительности ИОМ:
Краткосрочный (1-3 мес.)
Среднесрочный(до одного учебного года)
Долгосрочный (2-3 года)

По длительности ИОМ:Краткосрочный (1-3 мес.)Среднесрочный(до одного учебного года)Долгосрочный (2-3 года)

Слайд 21Проектирование ИОМ
ИОМ
Дополнительные часы
Дополнительные курсы
Учебный предмет №1
Учебный предмет №2
Внутри школы
Вне школы

Проектирование ИОМИОМДополнительные часыДополнительные курсыУчебный предмет №1Учебный предмет №2Внутри школыВне школы

Слайд 22Кто реализует ИОМ?
Учащийся
Родители
Учитель
Воспитатель
Социальный педагог
Психолог
Логопед
Врач
Внешние организации
Заинтересованные лица

Кто реализует ИОМ?УчащийсяРодителиУчительВоспитательСоциальный педагогПсихологЛогопедВрачВнешние организацииЗаинтересованные лица

Слайд 23Функциональный аспект
При составлении индивидуальной образовательной траектории:
Учитель создаёт ученику возможность

для выбора, выступая, как консультант, тьютор.
Для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное- оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала, либо, чтобы добиться запланированного результата.
Специалисты ОУ выступают в роли советчиков для педагога, родителей, помогающих откорректировать ИОМ с учётом своих специфических компетенций.
Функциональный аспект  При составлении индивидуальной образовательной траектории:Учитель создаёт ученику возможность для выбора, выступая, как консультант, тьютор.Для

Слайд 24Функции педагога

Тьюторство – руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, которое предполагает поддержку

(решение проблем самим обучающимся), сопровождение учебной деятельности и личностного развития. Педагог – тьютор осуществляет разработку заданий, организацию обсуждения, работу с субъектным опытом обучающегося, анализ познавательных интересов, намерений, личных устремлений, продумывает способы мотивации и фиксации результатов, разрабатывает результаты деятельности.
Консультирование – взаимодействие между педагогом и обучающимся, организованное особым образом и направленное на решение возникающих проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося.
Экспертная – оценка работ, выполненных обучающимся.
Проектная – сопровождение учебной деятельности обучающегося.
Процессная – сопровождение обучающегося во время реализации индивидуального образовательного маршрута.

Функции педагогаТьюторство – руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, которое предполагает поддержку (решение проблем самим обучающимся), сопровождение учебной

Слайд 25Результат ИОМ
Успешное освоение программы.
Овладение навыками самостоятельной работы.
Развитие привычки к самоконтролю и

самооценке.
Стремление к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самореализации.
Результат ИОМУспешное освоение программы.Овладение навыками самостоятельной работы.Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.Стремление к непрерывному самообразованию, саморазвитию и

Слайд 26Оценка результативности и стимуляция учащихся
Важно осуществить систематически обратную связь, позволяющую не

только корректировать движение ученика по траектории ( а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.
Важно продумать формы поддержки и стимуляции уч-ся в движении по ИОМ:
это могут быть публичные защиты маршрута и его реализация;
Конкурсы на самый интересный и необычный маршрут;
конкурсы личных достижений по ИОМ;

Оценка результативности и стимуляция учащихсяВажно осуществить систематически обратную связь, позволяющую не только корректировать движение ученика по траектории

Слайд 27Показателями эффективности работы по индивидуальному образовательному маршруту могут быть:

Показателями эффективности работы по индивидуальному образовательному маршруту могут быть:

Слайд 28Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Камышевская СОШ
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 1 класса
Лукьяненко Димы
 


Учитель: Головко И.В.
учитель начальных классов
 
 
 
 
 
 
 

 
 
2016-2017г

Муниципальное Бюджетное Образовательное УчреждениеКамышевская СОШ       

Слайд 29Пояснительная записка

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников- одна из главных проблем

современной школы. Слабоуспевающим принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, задержка психического развития.
У Лукьяненко Димы выделяются три основные причины неуспеваемости:
Социальная причина- семья циганской национальности, со своеобразным жизненным укладом. На подготовку в «Мамину школу» Дима не ходил. Ребёнок со слов матери до школы не занимался даже в кругу семьи. Ребёнок леворукий, до школы не рисовал, не писал, не лепил из пластилина и т.д. Со слов матери, у неё нет времени заниматься с сыном первоклассником, так как воспитывает внуков-сирот. В семье проживают взрослые старшие братья, отец, бабушка. Нет организации полезного времени для занятий с Димой. С ребёнком занимаются эпизодически. Родители через раз посещают родительские собрания, реагируют на звонки учителя и являются в школу по вызову учителя, обещают исправить ситуацию, но всё остаётся на прежнем уровне.
Психологическая-гиперактивность, нарушено звукопроизношение.
Физиологическая- врождённая леворукость, плохое развитие мелкой моторики пальцев.
Исходя из этого были поставлены следующие цели и задачи:
Ликвидация пробелов у Димы в обучении чтению и письму.
Создание условий для успешного индивидуального развития ребёнка.
Создание ситуаций успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности.
Пробуждение природной любознательности.
 
Форма проведения занятий индивидуальная. Продолжительность занятий не более 20 минут.
 
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику.
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду)
Контроль за учебной деятельностью (более чёткий опрос ученика, проверка всех домашних заданий и др.)
Контроль за посещением школьных занятий.
 

Пояснительная запискаРост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников- одна из главных проблем современной школы. Слабоуспевающим принято считать учащихся

Слайд 30Матрица взаимодействия с родителями

Матрица взаимодействия с родителями

Слайд 31Тематическое планирование

Тематическое планирование

Слайд 33

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Камышевская СОШ
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 1 класса
Ковалёва Максима
 
Учитель: Головко И.В.
учитель начальных классов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2016-2017г
 


Слайд 34

Пояснительная записка
В педагогике и психологии существует формулировка «Одарённые дети». Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ковалёв М. до школы научился читать. У Максима проявляется литературно-поэтическая одарённость. Он проявляет устойчивый интерес к чтению. Ребёнок часто в кругу семьи выбирает своим занятием чтение детских книжек. У Максима достаточный словарный запас, мальчик подолгу сохраняет внимание, когда ему читают взрослые. Сам демонстрирует умение читать.
Признаки проявления одарённости у данного ученика:
Проявляет любопытство по многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
Проявляет огромный интерес к чтению .
Свободно высказывает свое мнение.
Обладает фантазией и воображением.
Не конфликтует, не является приспособленцем, не боится отличиться от других.
Самокритичен.
Стремится к самовыражению.
Не испытывает больших проблем в обучении.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи:
Создание условий для успешного индивидуального развития ребёнка.
Создание ситуаций успеха, стимула для дальнейшего эффективного стимула познавательной деятельности.
Развитие природной любознательности.
В результате диагностики готовности ученика к изучению предмета «Обучение чтению» возникла проблема создания педагогических условий для развития литературных способностей у учащегося и его стремления к литературному творчеству.
Проанализировав все за и против, при выраженной потребности Максима и согласии его родителей, мною разработана:
Оптимальная система мер по оказанию помощи одарённому ученику:
1.Индивидуализация в обучении:
- Обучение «вместе» (возможность работать в парах и группах, стать лидером и т.д.)
-метод включения уч-ся в проектную деятельность
- разноуровневое обучение предполагает подачу материала для одарённого уч-ся на более высоком уровне, в отличии от обычного ученика
2. Дополнительные самостоятельные занятия.
3. Участие в школьных, районных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях (конкурсы, олимпиады и т.д.).
4. Посещение занятий по внеучебной деятельности «В гостях у сказки».
5. Использование современных средств информации.
6. Создание методов поощрения и портфолио ученика.
7. Создание Индивидуального Образовательного маршрута (ИОМ) по обучению чтению и внеклассной деятельности.

Слайд 35Матрица взаимодействия с родителями

Матрица взаимодействия с родителями

Слайд 36 Тематическое планирование дополнительных занятий по чтению (фрагмент)

Тематическое планирование  дополнительных занятий по чтению (фрагмент)

Слайд 37Индивидуальный маршрут

Индивидуальный маршрут

Слайд 38
Ковалёв Максим участвовал во Всероссийском фестивале детско-юношеского творчества по пожарной тематике

«Таланты и поклонники» муниципального уровня в номинации театральное искусство (стихотворение).
Победитель конкурса- Iместо.
Ковалёв Максим участвовал во Всероссийском фестивале детско-юношеского творчества по пожарной тематике «Таланты и поклонники» муниципального

Слайд 43Открытие мемориальной доски воину-интернационалисту А.П. Муравину

Открытие мемориальной доски воину-интернационалисту А.П. Муравину

Слайд 44Педагоги- помните!
Решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса

идей и педагогических решений принадлежит учителям.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит её находить»
А. Дистервег.

Педагоги- помните!  Решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть