Презентация, доклад проекта Школа прусской земли

Содержание

Тип проекта: информационныйВид проекта: групповойПродолжительность: сезонный (январь-февраль).Конкурс: «Детский исследовательский проект»Возраст: 10 лет.

Слайд 1МАОУ СОШ № 3
г. Калининграда
Проект
«школа прусской земли»
Выполнили: Батальянц Анастасия Лопатенко Елизавета   ученики

4 а класса МАОУСОШ № 3   Руководитель: Сурина Инна Петровна учитель начальных классов  
МАОУ СОШ № 3г. КалининградаПроект«школа прусской земли»Выполнили:  Батальянц Анастасия Лопатенко Елизавета     ученики 4

Слайд 2Тип проекта: информационный
Вид проекта: групповой
Продолжительность: сезонный (январь-февраль).
Конкурс: «Детский исследовательский проект»
Возраст: 10

лет.

Тип проекта: информационныйВид проекта: групповойПродолжительность: сезонный (январь-февраль).Конкурс: «Детский исследовательский проект»Возраст: 10 лет.

Слайд 3Актуальность:
Кенигсберг - столица Восточной Пруссии, имеющая семивековую историю, которую не запретить, не

утратить, не вычеркнуть из памяти. Она удивительно разносторонняя и отмечена многими важными событиями в историко-культурной жизни. Странно, удивительно, и в то же время почетно сознавать калининградцу, что он является земляком таких известных людей, как Иммануил Кант, Эрнест Теодор Амадей Гофман. И в то же время русская история удивительным образом переплелась с историей Восточной Пруссии. 
Актуальность:Кенигсберг - столица Восточной Пруссии, имеющая семивековую историю, которую не запретить, не утратить, не вычеркнуть из памяти. Она

Слайд 4Мы задались вопросом:
Как учились немецкие дети на Кенигсбергской земле?
Как переплелись судьбы

детей переселенцев и немецких детей после войны?

Мы задались вопросом: Как учились немецкие дети на Кенигсбергской земле?Как переплелись судьбы детей переселенцев и немецких детей

Слайд 5Гипотеза:
Мы жители Калининградской области знаем, что живем на бывшей немецкой

территории.
Многие здания немецких школ были переоборудованы в русские школы после Великой Отечественной войны.

Гипотеза: Мы жители Калининградской области знаем, что живем на бывшей немецкой территории. Многие здания немецких школ были

Слайд 6Цель работы:
Как учились дети в Восточной Пруссии? (в начале 20

века)
Пребывание первых детей-переселенцев на прусской земле.

Объект исследования:
обучения немецких и детей переселенцев в народных школах Кенигсбергской земли

Цель работы: Как учились дети в Восточной Пруссии? (в начале 20 века)Пребывание первых детей-переселенцев на прусской земле.Объект

Слайд 7Задачи:
1. Изучить дополнительную литературу, историю.
2. Узнать о пребывании в школах

русских переселенцев после ВОВ.
3. Посетить старую немецкую школу Вальдвинкель в Полесском районе.
3. Сравнить уставы школ немецкой и русской.




Задачи:1. Изучить дополнительную литературу, историю. 2. Узнать о пребывании в школах русских переселенцев после ВОВ.3.  Посетить

Слайд 8Методы исследования:

Изучение литературы.
Теоретический анализ.
Практическое исследование
Сравнение.

Методы исследования:Изучение литературы.Теоретический анализ.Практическое исследованиеСравнение.

Слайд 9ЭТАПЫ работы:

I этап – информационный

II этап – исследовательский



ЭТАПЫ работы:I этап – информационный II этап – исследовательский

Слайд 10I этап – информационный
1. Задача: Изучить дополнительную литературу, историю. Как учились

дети в Восточной Пруссии? (в начале 20 века)



I этап – информационный1. Задача: Изучить дополнительную литературу, историю. Как учились дети в Восточной Пруссии? (в начале

Слайд 11Из истории
Система образования Восточной Пруссии просуществовала в общей сложности семь веков.

Она зародилась еще в далеких 13-15 веках в Орденском государстве, где имелись разные типы школ: приходские, соборные, кафедральные и монастырские. Первая школа для бедных открылась в Кениг­сберге в 1629 году
Фундамент образования в Восточной Пруссии составляли трех-четырехклассные народные школы, но в 1819 году был принят закон о всеобщем обязательном обучении, и они стали восьмилетними. В 1865 году в них обучалось 6159 человек.

Кроме обязательного профессионального обучения, для учеников народных школ были предусмотрены занятия рисованием и музыкой.

С 1889 года обучение в народных школах стало бесплатным. В 1938 году в Кенигсберге было 44 народные школы. Школы работали только в одну смену.

Из историиСистема образования Восточной Пруссии просуществовала в общей сложности семь веков. Она зародилась еще в далеких 13-15

Слайд 12В Кенигсберге было около 70-ти школ, носивших имена деятелей искусства, педагогов

и политиков.

На улице Октябрьская площадь 36, располагается школа имени известного философа Фихте Иоанна (1762-1814). Народная школа. построенная в 1920-1930 годах, находилась на Фихте-плац, 9. Другую часть этого строения занимала Кляйст-шуле. После становления Кенигсберга Калининградом эта школа сохранила свое предназначение, и с 1946 года в ней находится школа № 3.

«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным. Действовать! Действовать! - вот для чего мы существуем.»
 
Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814)

В Кенигсберге было около 70-ти школ, носивших имена деятелей искусства, педагогов и политиков.  На улице Октябрьская

Слайд 13Государственный архив Калининградской области Историческая справка

Государственный архив Калининградской области Историческая справка

Слайд 15II этап – исследовательский.
1. Задача : узнать о пребывании в школах

русских переселенцев после ВОВ

II этап – исследовательский.1. Задача : узнать о пребывании в школах русских переселенцев после ВОВ

Слайд 17Лопатенко Лариса Васильевна родилась в 1937 году в Московской области. В

1946 ее семья приехала в Калининградскую область. Поселились в пос. Лопеннен недалеко от Светлогорска.


В 1947 семья перебралась в Калининград . Лариса Васильевна проживает до сих пор по ул. П. Морозова. Тогда эта улица называлась Большая Кольцевая. Немцев уже выселили, квартиры пустовали, и их занимали семьи переселенцев. Сначала в школу ходили в маленькое здание на ул. Маршала Новикова. Жили голодно. Дети помогали взрослым восстанавливать город из разрухи – работали на субботниках, сажали деревья, убирали мусор. В 3 классе детей возили в Багратионовский район на колхозное поле собирать колоски.
Взаимоотношения с немецкими детьми были разные. Однажды маленькая Лариса чуть не утонула в море, ее спасла немецкая девочка, которая была намного старше и смогла вытащить ее из воды. Немка к сожалению умерла от тифа. В то время немцы голодали и многие умирали.

Лопатенко Лариса Васильевна родилась в 1937 году в Московской области. В 1946 ее семья приехала в Калининградскую

Слайд 20А в 1949 году школу перевели уже в здание нынешней школы

№3. Эту школу и окончила бабушка.
А в 1949 году школу перевели уже в здание нынешней школы №3. Эту школу и окончила бабушка.

Слайд 21Мой старший брат тоже выпускник этой школы, медалист.

Мой старший брат тоже выпускник этой школы, медалист.

Слайд 22Переселенцы
«В 46-47 учебном году на территории бывшей Восточной Пруссии функционировало 44

школы для немецких детей, из них: 8 семилетних, 36 начальных В школах преподавались все учебные предметы, исключая географию, истории. Преподавание велось на немецком языке». Немецкие школы, как правило, располагались отдельно, но были и смешанные. Там были свои преподаватели, а русский язык относился к числу обязательных предметов.

Взрослые переселенцы вспоминают.
— Если взрослые были между собой в нормальных отношениях, то и мы, дети, тоже дружили.
Несмотря на случавшиеся конфликты и ссоры, большинству переселенцев запомнился вполне мирный «детский интернационал».
— Дети очень быстро стали понимать друг друга, — рассказывает Анна Федоровна Черкашина. — И русские ребята легко обучались немецкому языку, многие говорили на двух языках. Приходили домой и лопотали по-немецки. Многим родителям это очень не нравилось. Мой отец ругал младших братьев и сестер за то, что очень много дома говорят по-немецки.

Переселенцы«В 46-47 учебном году на территории бывшей Восточной Пруссии функционировало 44 школы для немецких детей, из них:

Слайд 23II этап – исследовательский
2. Задача : посетить старую немецкую школу Вальдвинкель

в Полесском районе.
II этап – исследовательский2. Задача : посетить старую немецкую школу Вальдвинкель в Полесском районе.

Слайд 24Старая немецкая школа Вальдвинкель

Старая немецкая школа Вальдвинкель

Слайд 25Мы посетили удивительное место в Полесском районе Калининградской области. Это мини-музей

"Старая немецкая школа Вальдвинкель" в поселке Ильичево. Музей входит в международный проект "Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. 

«Вы приехали в деревню, которая раньше называлась Вальдвинкель — „лесной уголок“. Сейчас — Ильичёво. В Восточной Пруссии в каждой деревне до войны была народная школа, которая давала обязательное восьмилетнее образование. В Полесском районе располагались 92 штуки. А сейчас только пять. Перед вами одно из этих учебных заведений — ему уже 124 года. В одной части этого здания проводились занятия, в другой — жили учителя».
 

Мы посетили удивительное место в Полесском районе Калининградской области. Это мини-музей

Слайд 26Начало занятий
Учебный год начинался не 1 сентября, а 1 апреля и длился 42 рабочих

недели. На каникулы (пасхальные, летние и рождественские) отводилось всего 70 дней. Школьников аттестовывали раз в полгода и оценки заносили в специальный журнал.
После каникул дети приходили с большим кульком сладостей в руках — бывало размером в рост. Однако в школе кулёк не вскрывали и не делились его содержимым. Ребёнок мог и не знать, что внутри. Потому что кулёк лишь демонстрировал, что родители подготовили его к школе. А уже дома, когда его вскрывали, был настоящий сладкий праздник.


Начало занятийУчебный год начинался не 1 сентября, а 1 апреля и длился 42 рабочих недели. На каникулы (пасхальные, летние и рождественские) отводилось

Слайд 27На все предметы здесь был один учитель. Тут помещалось 46 детей, а во втором

помещении сидел 51 человек. Перед вами фотография класса, в котором вы сейчас находитесь. Вот — такие же парты.
Приспособления, на которых дети писали, — грифельные доски. По форме они похожи на нынешние планшеты. Писали на них специальным грифелем. Хозяйка рассказывает, что они нашли много грифелей во время ремонта. А недавно ей привезли целую пачку из Германии — 1930 года выпуска.

Обучение

На все предметы здесь был один учитель. Тут помещалось 46 детей, а во втором помещении сидел 51 человек. Перед вами

Слайд 28А как немцы поднимали руку, знаете? «Они поднимали кверху указательный палец». Герр

Хайберманн, помогавший с восстановлением, тоже поднимает палец кверху на фото своего последнего приезда в Ильичёво.
А как немцы поднимали руку, знаете? «Они поднимали кверху указательный палец». Герр Хайберманн, помогавший с восстановлением, тоже поднимает палец

Слайд 29 Хорошее поведение основывалось на уважении к преподавателю. И на наказаниях. Традицией считалось наказывать девочек прутьями.

Доставалось за болтовню на уроках.
«Дисциплина была очень строгая, никто не опаздывал. Сначала сюда заходили учащиеся 1 — 4 классов. Здесь раздевались и вешали одежду на крючки. Мы с точностью восстановили 46 штук таких креплений. С улицы дети приходили в деревянной обуви. Здесь её снимали, а в класс шли в носках — настолько чисто здесь было. На входе проверялась чистота. 
 «Было не принято жаловаться родителям. Наоборот, за это могло попасть и от мамы. Считалось, что учителя били только за дело. Но бывшие ученики с юмором воспринимают свои наказания»

Мальчиков били по-другому. Вот такой круглой палкой. Ребёнка вытаскивали за кафедру, клали его голову между ног учителя и лупили по попе. Если провинилось много детей, то всех серийно били за первой партой. Дети, конечно, мухлевали — подкладывали под одежду что-то мягкое. Но по звуку удара учитель всё понимал».

Дисциплина

Хорошее поведение основывалось на уважении к преподавателю. И на наказаниях. Традицией считалось наказывать девочек прутьями. Доставалось за болтовню на уроках.«Дисциплина была очень

Слайд 30Оценивание
В тетрадке прусского ученика одни двойки и тройки. Мальчик учился хорошо, ведь самой

хорошей оценкой считалась единица. В дневниках отметки не ставились — туда писали только домашние задание. 

ОцениваниеВ тетрадке прусского ученика одни двойки и тройки. Мальчик учился хорошо, ведь самой хорошей оценкой считалась единица. В дневниках отметки

Слайд 31Были уроки физкультуры на улице, рукоделие. Большое внимание в школах уделяли краеведению.

Раз в месяц был день путешествий — обязательная была экскурсия куда-либо. Куда только они ни отправлялись: на Косу, в Кёнигсберг, бывали в Замке, в Кафедральном соборе. На чём же они ездили? Была густая сеть железных дорог и узкоколеек. Садись в поезд и доезжай до Кёнигсберга.

Уроки

Были уроки физкультуры на улице, рукоделие. Большое внимание в школах уделяли краеведению. Раз в месяц был день путешествий — обязательная

Слайд 32II этап – исследовательский
4. Задача: сравнить уставы школ немецкой и русской

II этап – исследовательский4. Задача: сравнить уставы школ немецкой и русской

Слайд 33Современная русская школа
Немецкая школа
1. Начало учебного года (1 сентября)
2. Лучшая

оценка (пять)
3. Обращение к учителю (поднятие кисти руки)
4. Наказание (замечание в дневнике, звонок родителям.)

1. Начало учебного года (1 апреля)
Лучшая оценка (единица)
Обращение к учителю (указательный палец)
4. Наказание (учитель имел право наказать )

Сравним отличия

Современная русская школаНемецкая школа 1. Начало учебного года (1 сентября)2. Лучшая оценка (пять)3. Обращение к учителю (поднятие

Слайд 34ВЫВОДЫ:
Мы увидели отличие традиций школьной жизни немецких детей от современной русской

школы.

ВЫВОДЫ:Мы увидели отличие традиций школьной жизни немецких детей от современной русской школы.

Слайд 35Наша гипотеза подтвердилась.
Сохранились до наших дней здания, в которых обучаются

нынешние дети.
Советским и немецким людям пришлось жить какое-то время вместе.


Наша гипотеза подтвердилась. Сохранились до наших дней здания, в которых обучаются нынешние дети. Советским и немецким людям

Слайд 36Вывод:
Наша земля единственный уголок России имеет в своей истории факт совместного

проживания в течение более двух лет немцев и россиян. Только уважение к прошлому дает возможность строить новое.
Вывод:Наша земля единственный уголок России имеет в своей истории факт совместного проживания в течение более двух лет

Слайд 37Только уважение к прошлому дает возможность строить новое.

Только уважение к прошлому дает возможность строить новое.

Слайд 38Список используемых источников:

kleine-furer.livejournal.com
www.rudnikov.com › Кёнигсберг – Калининград
www.newkaliningrad.ru 
www.klgd.ru/city/history/almanac
Очерки о новой родине./Наталич И.С.,

- ООО Центр Печати», 2015г.
Воспоминание Лопатенко Л.В.

Список используемых источников: kleine-furer.livejournal.comwww.rudnikov.com › Кёнигсберг – Калининградwww.newkaliningrad.ru www.klgd.ru/city/history/almanacОчерки о новой родине./Наталич И.С., - ООО Центр Печати», 2015г.Воспоминание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть