Слайд 1Выполнил ученик
3 класса
МБОУ СОШ № 3
г. Сельцо
Гультаев Кирилл
Руководитель:
Кайтурова Г.П.
Откуда
термометр знает-
тепло или холодно?
Слайд 2Задачи:
1. узнать, как устроен термометр, познакомиться с видами термометров
2. Провести опыт
с монетой
3. Выявить почему столбик термометра указывает на число градусов?
Гипотеза: предполагаем, у какого деления остановится столбик термометра, такая и температура в данный момент.
Цель: Познакомиться с термометром, формировать представление о разных видах термометров и их значении;
Сформировать привычки исследовательской работы и умение доказывать
Объект исследования: термометр.
Слайд 3 Вода в стакане холодная – столбик в тоненькой стеклянной
трубочке термометра опускается ниже нуля.
Вода в стакане горячая – столбик поднимается выше нуля.
Я решил разобраться почему так происходит?
Для измерения температуры человек изобрел специальный прибор-термометр.
Термометр хоть и неживой, а температуру, чувствует очень хорошо.
Слайд 4Работник школьной библиотеки посоветовала мне литературу которая помогла найти ответы на
мои вопросы.
Я узнал как устроен термометр, а также познакомился с видами термометров и их значением.
Слайд 5 Термометр состоит…
корпус
Шкала (пластина с
делениями)
Стеклянная запаянная трубка с жидкостью внутри
Каждое деление обозначает 1 градус
Слайд 7Уличный термометр
Шкала начинается с отметки -50 градусов и заканчивается
отметкой +50. Почему такая разница? Страна у нас огромная. В одном месте летом может быть температура всего +20, а в другом +40. В нашем городе зимой бывает -15, -20 градусов, а в городах, расположенных севернее – до -50. Те, кто выпускает термометры, не знают: в какой именно город попадет их изделие, поэтому шкала делается такая, чтобы термометр можно было использовать на территории всей страны.
Слайд 8Водный термометр
На его шкале градусы от нуля до ста. Почему такие
значения на шкале? Вода при температуре 0ºC замерзает. Во что она превращается?( лёд) Температуру льда никто не измеряет. При температуре +100ºC вода кипит и превращается в пар. Поэтому измерить можно только температуру от нуля до ста градусов.
Слайд 9Комнатный термометр
Вешают внутри помещения. Люди хотят, чтобы прибор был красивым, подходил
под их обстановку, поэтому оформление этих термометров различно. Шкала у прибора от 0ºC до +50ºC.
Слайд 10Медицинский термометр (градусник) служит для измерения температуры тела.
Шкала градусника
начинается с 34 градусов и заканчивается 42 градусами.
Температура тела здорового человека-36,6 градусов. Внутри медицинского термометра чаще всего находится ртуть, Это жидкий металл. Если градусник разобьётся, то ртуть вытечет из него. Пары ртути нанесут организму человека вред! Внимание! Пользуйтесь этим прибором очень осторожно и не давайте его в руки маленьким детям!
Слайд 11 Еще я узнал, что от жары ртуть, как всякий
металл, расширяется – вот столбик термометра и ползет вверх; от холода ртуть сжимается – столбик термометра ползет вниз, показывая температуру.
От изменения уровня шкалы можно судить об изменении температуры.
И так ведет себя не только ртуть, которая находится в термометре, так бывает со всеми металлами.
И я решил подкрепить свои знания опытом.
Слайд 12 Я взял монету, два гвоздя, дощечку и заколотил в
нее гвозди так, чтобы монета едва-едва пролезла между ними. Казалось бы, если она протиснулась в узкие воротца один раз, то и всегда будет в них проходить.
Но нет.
Слайд 13Я подержал монету над огнем, нагрел её.
Слайд 14 Потом снова попробовал протиснуть её между гвоздями. Видно, от
жары монета, как бы растолстела и не пролезает в воротца.
А остыла монета и снова стала проходить.
Слайд 15Вывод: РТУТЬ, ТАК ЖЕ КАК И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ МЕТАЛЛ ОТ
ТЕПЛА
РАСШИРЯЕТСЯ, ОТ ХОЛОДА СЖИМАЕТСЯ.
Когда тепло, ртуть внутри шара расширяется и
выталкивает ее из шара в трубку.
От изменения уровня шкалы можно судить об изменении температуры.
Слайд 16 Или вот еще один пример!
Прокладывают, скажем, линию электропередачи.
Поглядит несведущий человек на провода и головой покачает: « Ишь как провисли! Что же это рабочие сплоховали – толком их не натянули?».
А сильно натягивать провода как раз и не следует.
Слайд 17Иначе, когда грянут морозы, металл туго натянутых проводов сожмется, и они
порвутся.
Слайд 18Выводы по проекту:
1. Работая над проектом, я познакомился с устройством термометра, видами
термометров, выяснил возможности их применения .
2.Выяснил, почему столбик термометра показывает определенное число градусов.
3. Узнал о некоторых свойствах металла.
4. Учился работать с различными источниками информации.
5. Научился представлять результаты своей работы в виде презентации.
.
Слайд 19Перспективы проекта
Методика работы над проектом дает неоценимый опыт творческой самостоятельной работы.
В процессе работы познается и перерабатывается большой познавательный материал.
Такая форма изучения нового материала хотя и трудоемка, но привлекает больше других.
Слайд 20Литература:
1. Поглазова О.Т. Окружающий мир 3 класс. Часть 1. /Н.И. Ворожейкина,В.Д.
Шилин – Смоленск,ХХI век, 2013. – 37 с.
2. Дитрих, А. Почемучка /А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. – М. : Педагогика, 1988. - 384 с.
3. Я познаю мир: дет. энциклопедия.: Экология / отв. ред. О. Г. Хинн. – М. : изд-во АСТ-ЛТД, Олимп. 1997. – 432.