Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»
Североуральск
ПРОЕКТ
«Веселые Матрешки»
Автор:
Л.В. Кезик
Слайд 2Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких
игрушек и наших детей трудно чем-то удивить. Работая над этим проектом, мы хотим расширить круг представления у детей о разнообразии этой игрушки - Матрешки, дать исторические сведения, приобщить к красоте народно-прикладного искусства. Игрушка «Матрешка» скрывает широкий потенциал для развития ребенка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развивает воображение, эстетический вкус, знакомит ребенка с русскими народными традициями, обычаями. Через русскую народную игрушку «Матрешку» у детей формируется нравственно-духовные качества.
Слайд 3Проблема:
Недостаток знаний о русской народной игрушке матрёшке был выявлен при опросе
детей в форме беседы. Значимая для детей проблема, на которую направлен проект: как появилась матрёшка? какие бывают матрёшки? как и в какие игры можно играть с матрешками?
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки - Матрешки.
Слайд 4Гипотеза:
Если создать благоприятные условия для реализации проекта «Веселые Матрешки», то наши
исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - Матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Слайд 5 Цель:
Воспитание интереса к истории
России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки - Матрёшки.
Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.
Слайд 6Задачи:
Для детей:
познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
познакомить детей с
историей матрёшки, как народного промысла;
дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
познакомить детей с различными играми с матрешками;
учить детей использовать их в разных видах деятельности: подвижные и сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество.
развивать у детей мышление, восприятие, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей;
развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;
учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.
Слайд 7Задачи:
Для родителей:
вызвать интерес к русской народной игрушке - Матрешке;
приобщать к истокам
русской народной культуры;
побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду, использовать его в домашнем творчестве.
Для педагога:
способствовать познавательной и творческой активности детей;
создать условия для формирования у детей познавательных умений;
способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс;
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Слайд 8Планируемый результат:
заинтересованность детей и родителей темой русской народной игрушки
познакомить детей с
особенностями игрушки Матрёшки (материал, форма)
знания детей об особенностях костюма Матрешки (выделять детали костюма Матрешки — сарафан, платок, фартук)
разучить с детьми элементы росписи матрёшек
расширить и активизировать словарный запас детей
развивать творческие способности детей
совместное творчество детей и родителей дома на тему «Веселая Матрешка»; умение играть с ней.
Слайд 9Методы проекта:
Практические методы:
1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности
2.
Дидактические игры
3. Сюжетно-ролевые, подвижные и хороводные игры
4. Физминутки, зрительная и пальчиковая гимнастики
Слайд 10Словесные методы:
1. Беседы, ООД
2. Чтение художественной литературы
3. Ознакомление с фольклором
4. Рассказ
«История создания Матрешки»
Наглядные методы:
1. Просмотр презентаций
2. Организация выставки
3. Сбор фотоматериалов
4. Рассматривание иллюстраций
Слайд 11Работа с родителями:
Побуждать родителей к ознакомлению своих детей с изделиями
декоративно-прикладного искусства
Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду
Оказать помощь в оформлении выставки «Семейные Матрешки»
Создание матрешек для игр – драматизаций.
Слайд 12Этап I - Подготовительный
1. Выбор темы проекта и формы для его
реализации.
2.Подбор методического материала, познавательной литературы по данной теме.
3. Разработка презентаций «История изготовления Матрешки», «Веселая Матрешка».
3. Подбор дидактических игр, иллюстраций, игрушек и атрибутов для игр, музыкального репертуара.
4. Приобретение материалов для творческих работ.
5. Беседа с родителями о предстоящей деятельности.
Слайд 13Этап II - Основной
1. Ознакомление с историей
Матрешки.
2. Изучение художественных элементов
росписи.
3. Рассматривание изображений разных видов Матрешек.
4. Беседы, чтение стихов, пословиц и загадок о Матрешке.
5. Составление творческих рассказов, сказок о Матрешке.
6. Разучивание стихотворения
Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».
Слайд 147. Разучивание танца «Мы — весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»,
Неваляшки
(муз. З.
Левиной,
сл. З. Петровой).
8. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности (лепка матрёшек, аппликация, рисование, конструирование).
Слайд 15Этап III Заключительный
1. Оформление мини-музея «Семейная матрёшка»
2. Презентация проекта
«Веселые Матрешки»
Слайд 16Реализация проекта
Ситуация « В гости к нам пришли матрешки!»
Слайд 18
Образовательная деятельность
«Знакомьтесь, русская Матрешка!»
Слайд 19
Изобразительная деятельность
рисование по шаблону «Русская игрушка»
Слайд 21
рисование гуашью «Русские красавицы!»
Слайд 25Аппликация – «Детская авторская Матрешка»
Слайд 26Аппликация – «Детская авторская Матрешка»
Слайд 28Исследовательская деятельность
«Из чего же сделаны наши Матрешки?»
Слайд 29Заучивание стихотворения
Л. Некрасова «Веселые Матрешки» (по мнемотаблице)
Слайд 30
Дидактические игры:
«Собери Матрешку», Разложи матрешек по величине», «Спрячь матрешку»
Слайд 34
Разучивание танцев
«Мы Матрешки, вот такие крошки…!»
Слайд 35
Разучивание танцев
«Мы Матрешки, вот такие крошки…!»
Слайд 38Результаты исследования:
У детей сформировались представления о русском народном
прикладном творчестве, народной игрушке,
об истории возникновения матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения.
Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе
материнства, семьи.
Были реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок, рисунков.
Обеспечена потребность детей в движении.
Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно
взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.
Слайд 39Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто
лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей «Веселые Матрешки». Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Слайд 40Моя гипотеза подтвердилась,
если создать благоприятные условия для реализации проекта
«Веселые
Матрешки», то наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить
русскую игрушку - Матрешку, так как она несет в себе
любовь и дружбу.