Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»
Проект «Моя семья»
Воспитатель:
Безгодова Е.В.
г. Ухта
2016 г.
Слайд 2 Актуальность выбранной темы
Проблема взаимодействия детского
сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей, либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей воспитывает одного или двоих детей, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей. Первые чувства зарождаются в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Слайд 3Тип проекта: информационно – творческий;
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели группы,
родители.
Продолжительность - Долгосрочный (8 месяцев).
Связь с другими видами деятельности:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Слайд 4Цели и задачи:
Цель:
Формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей
в становлении личности ребенка.
Задачи:
1. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений
2. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
3. Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
Слайд 5Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор
информационного материала, создание условий для организации работы в «Моя семья», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-й месяц.
2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-6 месяц.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 8-й месяц.
Слайд 6I. Подготовительный этап
Деятельность педагога:
* Беседа о семье.
* Подбор наглядно – дидактических
пособий, игр, Демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
* Составление настольно - печатных игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
* Изготовление атрибутов к драматизации: Сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
* Поиск и оформление информации для родителей по теме «Моя Семья».
* Оформление стены, уголка «Моя семья», папок передвижек, буклетов.
* Организация тестирования и анкетирования родителей на темы «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей, «Какой вы родитель».
* Предложение родителям совместно с ребенком создать мини-альбом на тему «Моя семья».
Слайд 7Деятельность ребенка:
* Участие в беседе на тему «Моя семья».
* Сбор информации
по данному проекту совместно с родителями.
* Создание совместно с родителями мини-альбома на тему «Моя семья».
* Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым и настольно – печатным играм.
Взаимодействие с родителями:
* Участие в беседе на тему «Моя семья».
* Прохождение тестирования и анкетирования на темы «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей», «Какой вы родитель».
* Изучение информации в уголке для родителей по данной теме проекта.
* Ознакомление с информацией консультаций, папок передвижек и буклетов на тему проекта.
* Сбор информации по проекту совместно с ребенком.
* Создание совместно с ребенком альбома на тему «Моя семья».
Слайд 8II. Практический этап
Деятельность педагога:
* Показ сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы
день рождения», «С папой в магазин»,
«Мы в детском саду тоже одна семья» , рассматривание иллюстраций «Семья». и т.д.
* Проведение беседы на темы: «Как росли родители, дедушка, бабушка»,
«Кто такие - родные, друзья, соседи», «Кто рядом с нами в детском саду».
Познавательное развитие:
* Ознакомление с окружающим. Беседа «Дружная семья»
* Организация и проведение познавательных занятий: «Состав семьи», «Работа моих родителей», «С кем я живу». Беседа с детьми «Я и моя семья».
* Ручной труд: Изготовление сувениров для членов семьи, «Куклы из пластмассовых ложек»
* Конструирование «Стол и стул»
Слайд 9Художественно – эстетическое развитие:
Проведение занятия рисования на тему: « «Наша дружная
семья», «Учимся правильно рисовать человека», «Поможем маме постирать платочки», Рисование на тему «Семья», «Как я с мамой и папой иду из детского сада», «Я люблю помогать маме»
* Лепка «Девочка играет в мяч», * Проведение занятия аппликации : «Мой дом – моя крепость», «Подарок папе», «Подарок маме», «Посадил дед репку», «Испекла бабушка баранки», «Испекла бабушка колобок».
Социально-коммуникативное развитие:
* Социализация «Семьи большие и маленькие»
* Составление рассказов на тему:, «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как мы отдыхаем всей семьей», Рассказы детей о семье.
Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)
* Организация и проведение игр: «Назови ласково», «С днем рождения».
Слайд 10Чтение художественной литературы:
* Чтение и беседа по пословицам о семье.
Загадывание
загадок о семье.
* Загадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Прокофьевой «Сказки про маму» , С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
Чтение: Андерсен Г.-Х.«Дикие лебеди» , сказки «Три поросенка»
Чтение: р.н.с. «Пузырь , Соломинка и Лапоть», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Чтение пословиц и поговорок о семье.
Слайд 11Беседы:
* Проведение беседы на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я
помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи» , «Что такое семья?» , «Я и моя семья», «Кем работают мои родители», «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Кто рядом с нами в детском саду».
Слайд 12Сюжетно-ролевые игры:
* «Дочки-матери», «Семья», «Больница», «Кафе», «Аптека», «Мы идем в гости»,
Дидактические
игры:
* «Кто старше?», «У кого сегодня день рождение?», «Чьи детки», «Что для чего», «Скажи ласково», «Кому что нужно для работы? », «Как мы помогаем родным», «Домашний труд», «Передай свое тепло ребенку стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».
Дидактические упражнения:
* «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»
Просмотр видеофильмов:
* В.Катаев «Цветик-семицветик», р.н.с. «Морозко», «Снегурочка»
Слайд 13Деятельность детей:
* Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения»,
«С папой в магазин», «Мы в детском саду тоже одна семья» и т.д.
* Отгадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
* Слушание произведений: обсуждение прочитанного материала.
* Участие в беседе на темы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Кто рядом с нами в детском саду».
* Слушание пословиц и поговорок о семье.
* Активно участвует на занятии рисования на тему: «Наша дружная семья», «Учимся правильно рисовать человека», «Поможем маме постирать платочки».
* Участие в беседах на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи»
Слайд 14* Участие в познавательных занятиях: «Состав семьи», «Работа моих родителей», «С
кем я живу».
* Активное участие на занятии аппликации: «Мой дом – моя крепость», «Подарок папе», «Подарок маме», «Посадил дед репку», «Испекла бабушка баранки», «Испекла бабушка колобок».
* Составление рассказов на тему: «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Моя
комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как мы отдыхаем всей семьей».
* Участие в играх: «Назови ласково», «С днем рождения».
* Плоскостное моделирование – составление сюжетов из палочек на семейную тематику.
* Слушание и участие в беседах по пословицам о семье.
* Отгадывание загадок о семье.
* Итоговое мероприятие: творческое задание «Составь меню для своей семьи на обед»
Слайд 15Взаимодействие с родителями:
* Творческий досуг с ребенком
* Активное участие и помощь
ребенку в выполнении творческих работ.
* Чтение ребенку на досуге произведений на тему семьи: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой.
* Консультация родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Семья глазами ребенка», «Семейные традиции. Культура общения», Праздники и традиции семьи», «Авторитет родителей», «Чем можно увлечь ребёнка?». «Прочтите детям!»
Слайд 16III. Заключительный этап
Деятельность педагога:
* Предложение родителям и ребенку создать семейный мини-альбом
на тему «Это я».
* Предложение родителям и детям создать макет на тему «Родословное дерево»
Деятельность детей:
* Создание совместно с родителями семейного мини-альбома на тему «Это я».
* Создание совместно с родителями макета на тему «Родословное дерево»
Взаимодействие с родителями:
* Создание совместно с ребенком семейного мини-альбома на тему «Это я».
* Создание совместно с ребенком макета на тему «Родословное дерево»
Слайд 17III. Результаты работы над проектом.
По реализации проекта «Моя семья» были получены следующие
результаты:
Ребенок:
1. Дети получили необходимую информацию о своей семье. О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
2. Имеют представление о родственных отношениях.
3. Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.
Родители:
1. Повышается компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
2. Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
3. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Воспитатель:
1. Отношения родителя к воспитателю приобрели более доверительный характер;
2. Разработана система занятий и упражнений по формированию интереса детей к семье, семейным ценностям, традициям;
3. Дополнены знания о семьях воспитанников.
Слайд 18ЛИТЕРАТУРА.
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;
2. В.И.Петрова «Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М.Мозайка – Синтез, 2005г.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой , М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
4. Т.В. Потапова «Беседы о профессиях». Творческий центр «Сфера» Москва 2003 г.
5. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». Москва «Баласс»2006 г.
6. Т.И. Бабаева, Т.А. Березина «Образовательная область «Социализация». ООО «Издательство «Детство0 Пресс» 2012 г.
7. В.И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками». Москва «Синтез» 2015 г.
Слайд 20Приложение 1. Фото семейных деревьев воспитанников группы.
Свое родовое дерево представляет Евгений
Земцов .
Ну очень тяжелое …семейное дерево !
Слайд 21Семейное дерево семьи Сергеевых. Представляет Сергеева Таисия
Слайд 22Семейное дерево семьи Лопиных . Представляет Иван Лопин
Слайд 24
Приложение 2. Картотека пальчиковой гимнастики по теме «Моя семья»
«Моя семья»
Этот пальчик
– дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!!!
(Поочередное сгибание пальцев. Сначала на одной руке, затем на другой. В конце игры пожать себе руки)
Слайд 25«Мальчик-пальчик»
(пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик, где ты был?
(разгибается большой пальчик)
- С
этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный пальчик)
- С этим братцем щи варил,
(разгибается средний пальчик)
- С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
(Модификация: Большой палец соприкасается, по ходу стихотворения, со следующими пальцами)
«Если мама месит тесто»
Если мама месит тесто,
Это очень интересно
(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой - делаем
движения как будто месим)
Ладушки, ладушки
(хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки!
(правой рукой держим воображаемую сковородку, левой льем на нее тесто)
Раз – оладушек для мамы,
(раскладываем оладушки по тарелкам)
Два – оладушек для папы,
Три – оладушек для бабы,
Четыре – оладушек для деда.
А Ванюшечка дружок
Получает пирожок!
(сцепить кисти рук)
Ах, как вкусно!
Слайд 26Приложение 3. Мини-альбом «Моя семья»
Уважаемые родители, для наглядности и лучшего представления
ребенка о вашей семье, предлагаем сделать вместе с ребёнком мини-альбом «Моя семья». Творчество приветствуется.
Он может выглядеть примерно так:
Это Я!
Меня зовут…
Это мой папа. Это моя мама
Его зовут… он работает… Ее зовут… она работает…
Слайд 27Это мои бабушка и дедушка
Это моя сестра, брат
Их зовут… они… Ее (его)зовут… Она(он)…
Слайд 28Приложение 4. Шаблон для выполнения генеалогического древа.
Сюжетно-ролевая
игра «Кафе»
Слайд 32Сюжетно-ролевая игра «Изучаем правила дорожного движения семьей»
Слайд 33Дидактическая игра «Построим дом»