Слайд 1Проект
«Изучай со мной дружок
Солнце, воздух и песок!»
во второй
младшей группе
Автор проекта:
Завидовская Ж. И., воспитатель
2018 г
МКОУ БГО ЧИГОРАКСКАЯ СОШ
Слайд 2Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Изучай со мной дружок
Солнце,
воздух и песок!»
2. Автор проекта: Завидовская Жанна Игоревна.
3. Вид, тип проекта: творческий, среднесрочный
4. Цель, направление деятельности проекта: создать условия для активной деятельности детей через познание окружающего мира (экспериментирования).
5. Краткое содержание проекта:
Всем известно, что дети познают все через экспериментирование, путем проб и ошибок. В процессе экспериментирование у ребёнка развиваются память, внимание, логическое мышление и воображение, что немаловажно на сегодняшний день, у него активизируется мыслительный процесс. Мы постараемся помочь ребенку, натолкнуть его на маленькие открытия самостоятельно, с помощью игр с водой, песком и воздухом.
Слайд 36. Место проведения: группа №2, прогулочный участок группы №2.
7. Сроки проведения:
17.07. - 31.08.2018 года
8. Количество участников проекта: воспитанники -28, воспитатель
9. Возраст детей: 3-4 лет
10. Форма проведения: групповая
11. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
В результате осуществления проекта, дети проявят любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, овладеют навыками исследования живой и не живой природы (вода, песок, воздух, растения, узнают их свойства. Ребята более бережно станут относятся к природе (радоваться при виде цветка, птички, солнышка). Будут соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила в природе, проявят способность решать интеллектуальные задачи, самостоятельно использовать приобретенные знания для решения задач.
Слайд 4Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Задачи:
1. расширять представление детей о
физических свойствах окружающего мира;
2. знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
3. развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость
4. расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
5. развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
6. развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Слайд 5I этап проекта: подготовительный
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3.
Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Слайд 6Работа с детьми
II этап проекта: основной
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,
приобретают
способность сами ставить вопросы и
получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не
прошёл.
К. Е. Тимирязев
«Песок»
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Песчинки могут образовывать в толще песка своды и тоннели. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
Слайд 7Опыты и эксперименты:
1. «Откуда берется песок»
Цель опыта: помочь детям лучше узнать
окружающий его мир неживой природы.
Вывод: Ветер, вода – разрушают камни,
в результате чего появляется песок.
2. «Из чего состоит песок»
Цель опыта: через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Вывод: песок состоит из маленьких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
3. «Легко ли сыплется песок»
Вывод: сухой песок легко сыплется и рассыпается на песчинки
4."Песочные струйки "
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Вывод: песок – сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение.
Слайд 85. «Куда исчезла вода?»
Цель опыта: формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и
делать выводы.
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
Слайд 96. "Чудесные фигурки "
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный
песок можно формировать.
7. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Цель опыта: учить общаться с песком осторожно, не рассыпать.
Вывод: мокрый песок принимает любую форму.
Слайд 10
8.«На мокром песке остаются следы и отпечатки»
Цель опыта: научить детей делать
самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Вывод: на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Слайд 11
9. «Песочные человечки» Рисуем ручками на песке.
Цель опыта: воспитывать нравственные и
духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Смешные человечки
В песочнице живут
И без горячей печки
Куличики пекут.
Вывод: рисовать на песке, можно не только палочками, веточками, но и пальчиками. Это очень интересно и забавно .
Слайд 12Итоговое мероприятие:
«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»
Цель опыта: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого
можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Слайд 13«Вода»
Вода является соединением двух распространенных химических элементов - водорода и кислорода.
В чистом виде она не имеет формы, вкуса и цвета. В условиях, свойственных нашей планете, большая часть воды пребывает в жидком состоянии и сохраняет его при нормальном давлении и температуре от 0 град. до 100 град. по Цельсию. Однако вода может принимать вид твердого тела (лед, снег) или газа (пар). В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния воды - твердое, жидкое и газообразное. Как мы знаем, вода может существовать в каждом из трех агрегатных состояний. Кроме того, вода интересна тем, что является единственным веществом на Земле, которое может быть в одно и то же время одновременно представлено в каждом из трех агрегатных состояний. Для того, чтобы это понять, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженым в руках. Замечательная картинка, правда? Так вот, в этой идиллии кроме получения удовольствия можно еще осуществить физическое наблюдение. Обратите внимание на воду. В реке она жидкая, в составе мороженого в виде льда - твердая, а в небе в виде облаков - газообразная. То есть вода одновременно может находиться в трех различных агрегатных состояниях.
Слайд 14Опыты и эксперименты:
1. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда".
Цель опыта:
овладение детьми математическими понятиями «полный – пустой», «много – мало»
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая).
Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).
Слайд 15
2. "Прозрачная вода может стать мутной".
Цель опыта: знакомство детей с окружающим
миром, свойства воды.
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой?
(Мутной).
В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).
Слайд 163. "Вода может литься, а может брызгать".
Цель опыта: объяснить, почему вода
утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).
Слайд 174. "Помощница вода".
Цель опыта: использовать знания о повышении уровня воды для
решения познавательной задачи.
Вывод: о чём мы сегодня узнали?
В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и губкой или тряпочкой).
Слайд 185. "Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени".
Цель опыта:
знакомство детей с окружающим миром (свойства воды, качества материалов, действия с водой и предметами).
Вывод: о чём мы сегодня узнали?
Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).
Слайд 196. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представления о том, что уровень воды
повышается, если в воду класть предметы.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду
Слайд 207. "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить"
Цель опыта: развивать
навыки проведения лабораторных опытов:
закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Слайд 21Итоговое мероприятие:
«Цветы лотоса»
Вырезаем из бумаги цветки с красивыми длинными лепестками. Скручиваем
лепестки к центру при помощи карандаша. Далее опускаем цветы в воду. Лотос из бумаги начинает медленно распускаться. Это вода подействовала на бумагу, утяжеляя ее и заставляя распрямиться
Слайд 22«Воздух»
Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая
земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.
Слайд 23Опыты и эксперименты:
1 ."Что в пакете? или «Как поймать воздух?»"
Цель опыта:
доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух; воспитывать внимательность и наблюдательность; закреплять умение следовать указаниям взрослого.
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Слайд 242. "Игра с соломинкой "
Цель опыта: познакомить детей с тем, что
внутри человека есть воздух, обнаружить его; обогащать активный словарь детей: трубочки, дуть, отверстие; продолжать воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Слайд 253. «Игры с воздушными шариками»
Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри
человека есть воздух, обнаружить его; обогащать активный словарь детей: упругий, мягкий, надуть; закреплять знания детей о свойствах воздуха.
Слайд 264.«Надувание мыльных пузырей».
Цель опыта: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания
мыльных пузырей; закреплять знания детей о воздухе; продолжать воспитывать внимательность.
Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Слайд 276. «Летающие семена»
Цель опыта : выявить , что семена летают с
разной скоростью.
Вывод: летающие семена падают медленнее.
Слайд 287. «Ветер двигает корабли и шторы в групповой комнате»
Цель опыта: понаблюдать
за движением ветра
Вывод: ветер двигает по воде резиновые предметы. От ветра шевелятся шторы.
Слайд 298.«Игрушка-вертушка»
Цель опыта: познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение
легкие предметы
Слайд 30Работа с родителями
Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях ".
Цель: познакомить
с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома.
III этап: заключительный
Показ и презентация родителям готового проекта с фотографиями детей о проделанной работе за летний период.
Слайд 31Литература:
1. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
3. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
7. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimenty-i-opyt-v-detskom-sadu-252562.html