«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»
(Античная поговорка)
«Расскажи СИНКВЕЙН»
Автор проекта:
Шарова Ирина Вячеславовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №19
г.Мичуринска Тамбовской области
Слайд 2 Творческое название Проекта:
«Выдумываю,
сочиняю - речь развиваю»
(Учебный, информационно-творческий)
По количеству участников: групповой
Целевая аудитория реализации Проекта:
Дети-Учитель-Родители
По продолжительности: долгосрочный
Условия реализации: интерес детей
Время реализации: 1 год
Слайд 3Проблема:
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз: общее недоразвитие речи
(ОНР)
Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Трудности со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания.
Синквейн - как средство оптимизации работы по развитию грамматически правильной речи младшего школьника на фоне возросшего количества детей с ОНР.
Слайд 5Цель:
Развитие грамматически правильной речи, становление критического мышления.
Составляя синквейн, каждый ребенок реализует
свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.
Слайд 6Гипотеза:
систематически используя приём дидактического синквейна на уроках чтения и письма,
дети научатся находить в информационном материале наиболее существенные, главные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, высказывать свое мнение;
повысится эффективность формирования речи в целом.
Слайд 7Инновационность:
«Дидактический синквейн» - приём технологии «Развитие критического мышления через
чтение и письмо.
Это один из новых приёмов, используемых в практике, как средство оптимизации работы по развитию речи и мыслительной деятельности школьников.
Слайд 8 Задачи:
Учебные:
Методические:
Расширять знания детей по лексическим темам.
Обогащать пассивный и активный
словарный запас.
Преодолевать аграмматизмы в речи.
Научить составлять синквейны и рассказывать их.
Развивать ассоциативное мышление и образную память.
Совершенствовать графомоторные навыки.
Создать условия для овладения техникой синквейна (предметно – развивающую среду).
Организовать взаимодействие с родителями, с целью повышения компетентности в вопросах речевого развития ребенка, реализации данной технологии.
Реализовывать практически личностные способности детей: интеллектуальные, творческие, образные.
Слайд 9СИНКВЕЙН
Я - творец
Развивает грамматически правильную речь
Обогащает словарный запас
Состояние УСПЕХА
Получается у всех
Готовит
к краткому пересказу
Учит формулировать идею
Средство творческого самовыражения
Приём технологии развития критического мышления
Инструмент для анализа и синтеза сложной информации
Эффективность и значимость
Слайд 10
Прогнозируемые краткосрочные результаты:
Для детей: положительная динамика речевого развития. Успешная социальная адаптация
в классе и семье. Положительный настрой, желание творить. Проявление индивидуальности каждого в отдельности.
Для родителей: положительный психологический климат: учитель-родитель. Использование знаний по развитию речи детей.
Для педагога: заинтересованность в творчестве и инновациях. Учёт качественной динамики в развитии детей. Перспективы на будущее.
Слайд 11Что такое синквейн?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и
означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»
Дидактический синквейн появился в начале XX века в США под влиянием японской поэзии
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами
Слайд 12Правила написания синквейна
Синквейн состоит из 5 строк
Его форма напоминает
«ёлочку»
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Слайд 14И красиво говорим!
Творим
Думаем
Размышляем
Изучаем
Лесенка УСПЕХА
Слайд 161 этап
Организационно-подготовительный
Обследование уровня лексико-грамматического развития речи детей. Составление процентной диаграммы.
Выявление уровня
компетентности родителей по данной теме и желания сотрудничать.
Анкетирование родителей по теме: «Речевое развитие Вашего ребёнка» на первом родительском собрании.
Познакомить родителей с правилами, условными обозначениями, моделью написание синквейна.
Слайд 17Цели:
На первом этапе предлагать детям для прослушивания готовые синквейны.
Обучить самостоятельной работе
по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова, совершенствуя навыки совместной работы.
Прививать интерес и желание составлять синквейны.
Слайд 182 этап Основной
Выбор тем. Творческая
реализация идей.
Введение элемента соревнования. Способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Использование «Лесенки успеха» и «Кресла автора».
Создание игровых ситуаций (соревнуются команды девочек и мальчиков по выполнению домашнего задания по лексической теме; соревнования дома между членами семьи; соревнования в группе.
Творческие конкурсы.
Слайд 19Приёмы работы:
составление краткого рассказа по готовому синквейну
(с использованием слов и
фраз, входящих в состав синквейна);
синквейн по прослушанному рассказу;
как заключительное задание по пройденному материалу;
для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
«синквейн – загадка» - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки);
Дидактические игры:
«Я одно слово, а вы – два слова-признака»
«Я одно слово – а вы три слова-действия»
«Улучшаем готовый синквейн»
Слайд 203 этап Заключительный
(рефлексивно-оценочный)
Оценка качества и устойчивости результатов в речевом развитии детей до и после реализации Проекта. Составление диаграммы.
Анализ итоговой Диагностики.
Обсуждение результатов Проекта с родителями.
Копилка детских синквейнов по лексическим темам.
Монтаж индивидуальных альбомов детей.
Анкетирование родителей по итогам Проекта.
Выводы.
Брифинг по теме Проекта на ШПОУ.
Слайд 21Сравнительная диаграмма оценки
качества и устойчивости результатов развития
лексико – грамматического
Слайд 22Анализ итоговой Диагностики
Результаты обследования детей показывают:
достигнута положительная динамики развития речи детей;
обогатился словарный запас;
активизировалась мыслительная деятельность;
совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
Слайд 23Анкетирование родителей
по итогам Проекта
Слайд 24Копилка
детских синквейнов
по лексическим темам
Слайд 26
Воробей
Воробей.
Пугливый, маленький.
Прыгает, чирикает, клюет.
Воробей живет под крышей.
Птица.
Слайд 27
Зима
Зима.
Снежная, морозная.
Пришла, укрыла, запорошила.
Все вокруг
в снегу .
Холодное время
года.
Слайд 28
Лошадка
Лошадка.
Добрая, сильная.
Скачет, ржет,
возит.
Лошадь пасется на лугу.
Домашнее
животное.
Слайд 29
Собака.
Верная, смелая.
Лает, кусает, охраняет.
Самый лучший друг человека.
Питомец.
Велосипед.
Быстрый, трехколесный.
Катает, катится, едет.
Навстречу ветру
и приключениям.
Колеса.
Друзья.
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, подскажут.
Никогда не подведут товарища.
Опора.
Дождик.
Мокрый, серый.
Идет, барабанит, стучит.
По крышам мелкими каплями.
Лужи.
Книга.
Умная, занимательная.
Учит, развлекает, помогает.
С книгой можно путешествовать.
Друг.
Слайд 30 Оценка эффективности реализации Проекта
Синквейн действительно является приёмом активизации речемыслительной деятельности
и активной формой рефлексии.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его.
Использование данного приёма способствует достижению положительной динамики развития речи и мыслительной деятельности детей.
Составление синквейна получается у всех, поэтому работа успешна.
Слайд 31Проект
полностью реализовал
поставленные цели и задачи
Слайд 32Результат:
Созданы условия для овладения техникой синквейна (предметно – развивающая среда).
Дети научились
составлять синквейны и рассказывать их.
Организовано взаимодействие с родителями, с целью повышения компетентности в вопросах речевого развития ребенка.
Собрана Копилка детских синквейнов по лексическим темам, которая будет пополняться в дальнейшем.
Выработан устойчивый интерес у детей к данному виду работы (сочинительству).
Слайд 33Долгосрочные результаты реализации Проекта:
Приём «Дидактический синквейн», применяемый в работе по развитию
речи детей, безусловно, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, целенаправленной работы в данном направлении.
Применение синквейна помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Данный приём может легко интегрироваться со всеми образовательными областями.
Слайд 34 Информационные ресурсы
Педагогический словарь
http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html
* Синквейн – Википедия
Акименко В.М. «Развивающие лексико – грамматические занятия» Серия «Сердце отдаю детям» Издательство: Феникс 2010
Душка Н. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» Журнал «Логопед», №5 (2005).
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.