Слайд 1 Проблемно – исследовательский метод
преподавания и развитие исследовательских умений учащихся.
Обучение в малых группах.
Из опыта работы.
Учитель Никонова Людмила Яковлевна
Гимназия №2 г. Владивостока
Слайд 2САМОЕ ВАЖНОЕ В СТАНДАРТАХ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход
Нацеленность на формирование МЕТАУМЕНИЙ
Большое внимание к воспитанию
ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ
Определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху:
мотивацию к
обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни;
формирование способности к обновлению компетенций.
Слайд 4ЦЕЛЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Развитие личности и создание основ
творческого потенциала учащихся
ЗАДАЧИ
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
ЗАДАЧИ
3. Формирование способности к организации деятельности управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4.Формирование умения решать творческие задачи.
5.Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Слайд 7Проектная деятельность. Этапы.
Слайд 8
Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.
Краткосрочные – рассчитаны
на 4-6 уроков.
Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
Долгосрочные( от 3 месяцев до 1 года)
Типология проектов
Слайд 9Формы продуктов проектной деятельности
справочник; газета; журнал;
альбом;
гербарий; карта;
экскурсия;
игра; сценарий праздника;
костюм; макет; модель;
сувенир;
мультимедийный продукт;
учебное пособие и др.
Слайд 10Оформление проектной папки
введение, в котором описывается актуальность и важность данных проблем
для участников проекта;
собранная и систематизированная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
программа действий по проекту: планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы;
результаты исследований и анализа;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации (сценарий, фото и т.д.).
Слайд 11Давайте обсудим
По каким критериям можно оценить успех проектной деятельности детей?
Слайд 12Критерии успеха работы над проектом
Достижение конечного результата;
Овладение учащимися учебными умениями, связанными
с приемами самостоятельного приобретения знаний;
Сплоченность участников команды;
Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;
Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
! Обязательно должна быть рефлексия на получение знаний и умений( я узнал…, меня удивило…, а также я научился…)
Слайд 15 1 КЛАСС Проект « Мое дерево»
Этап 1. Индивидуальный проект
Этап 2.
Исследование в группах
Ведется запись в дневниках наблюдений о состоянии деревьев, их кроны, листьев, о погодных условиях.
Слайд 16Алгоритм ответа (помощник)
Мы изучали ……………………………………… .
Мы узнали, что корень …………………….. .
Оказывается по стволу ……………..……… .
Мы составили таблицы и сравнили обхват и высоту стволов наблюдаемых нами деревьев (таблица) и сделали вывод ………………………………………………..
Ствол дерева покрыт………. Кора нужна ………… .
Мы собрали коллекцию коры. Это кора……., а это кора …(демонстрация).
Слайд 18Гнездо мыши малютки
Мотивация
Недавно мы прочитали сказку В. Бианки «Мышонок Пик». Вы
многое узнали из жизни самой маленькой мышки на Земле, обитающей в лесах и лесостепях Европы и Азии. Как выглядит гнездо мыши- малютки. Какого оно размера?
СДЕЛАЙТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ :
- каков будет размер гнезда;
- где будет располагаться вход;
-как выглядит гнездо на самом деле;
-из чего можно сделать макет гнезда
Изготовьте макет гнезда мыши-малютки.
Его можно сделать из различных материалов:
пластилина , в технике «папье-маше» с помощью
ниток и клея.
Изготовьте мышиную семью из ткани, бумаги, пластилина
и т.п.
Слайд 19
2 класс « Животные- строители»
Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и
великий строитель”
Знаешь ли ты ….
Что могут строить животные?
Какие инстинкты побуждают животных к строительству?
Почему термитов относят к наиболее талантливым строителям
Какие животные строят гнёзда?
Каких норных животных вы знаете?
Для чего животные строят норы?
Слайд 20жилища
Какие животные строят :
- подводные города;
- гидросооружения;
- сложные инженерные конструкции;
- инкубаторы
для выведения потомства
Что это?
Экологические правила!
Слайд 21АНКЕТА после презентации проекта «Животные - строители»
1.Поставь отметки на оценочных листах:
А)
Оцени, насколько интересной показалась тебе эта проектная задача.
Б) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
В) Оцени свой вклад в решение задачи ( насколько ты оказался полезен своей группе при подготовки проекта.
Г) Оцени насколько слаженно и дружно работала твоя группа. Д) Хотел ли бы ты ещё работать в этой группе (обведи).
ДА НЕТ
Почему?__________________________________________
Слайд 22
Путешествие от земли до неба
Проектная задача « Что внутри?»
Темы исследования:
Устройство:
шахты,
маяка,
батискафа,
телевизионной башни ,
космического корабля
Слайд 23Экспертный лист для оценки группы
Ф. И. эксперта_______________________________________ №группы_______________
Слайд 24ОЦЕНКА ГРУППЫ №5 Проектная задача « Что внутри?».
Самооценка группы №
5« Счастливого пути, космонавты!»
Слайд 25«Моя страна» 2 класс
Цели:
1. Применить на практике знания об основных формах земной поверхности: равнины и горы, о причине течения рек.
2. Повторить части реки: исток, устье, левый и правый берег, притоки, русло.
3. Учиться составлять карту вымышленной страны, используя общепринятые условные обозначения.
- 4 КЛАСС
Проект « Времена года» Основополагающий вопрос:
План выступления:
- как называются месяцы в народном календаре;
- какая температура воздуха ;
- сколько времени в сутках занимает световой день;
-какая погода в обычно бывает в это время;
- какие народные приметы соответствуют этому времени года;
-какие изменения происходят в живой природе с наступлением сезона
Продукт проекта: изготовление календаря.
В чем своеобразие изображения времен года в различных видах искусства?
Слайд 28Критерии оценивания.
- Очень понравилось 5 баллов
- Интересно
3 балла
- Можно было лучше 2 балла
Оценочный лист (группа)______________________________________________________
Слайд 29Животные- путешественники
КАКИЕ ПРИЧИНЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ЖИВОТНЫХ ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ДЛИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ИЗМЕНЯЯ ПРИВЫЧНЫЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ?
Дети учатся:
• Строить предположения относительно причин миграции животных;
• Вести сбор фактов , используя различные источники : научно-познавательный текст, Интернет, иллюстрации и карты;
• Фиксировать факты, относящиеся к проблеме исследования;
• Познавать целостный мир живой природы в его взаимосвязях и изменении.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• Овладеть информацией об особенностях миграции животных;
• Находить факты в научно-познавательном рассказе, пользоваться картой.
Слайд 30Работа в группах
«Птицы-путешественники».
«Морские черепахи – путешественники».
« Рыбы- путешественники».
« Северные олени- путешественники».
«Насекомые – путешественники».
Подведение итогов.
В ходе выполнения проекта я узнал(а) как путешествуют________ . Оказывается,___________. Самым интересным________________.
Слайд 314 класс
4 класс
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОДНОМУ КРАЮ.
Гипотеза: Учащиеся 4-х классов мало знают
о своём крае, о его географии и природе.
Слайд 32АНКЕТА « Знаешь ли ты свой край?»
Назовите 3-5 городов Приморского края.
В
честь кого назван полуостров , на котором расположен город Владивосток?
Назовите фамилию путешественника и исследователя Приморского края, в честь которого назван краеведческий музей.
Как называется река – главная водная артерия Приморского края?
Как называются горы в нашем крае?
Какое животное является символом нашей тайги и нашего края?
Какое редкое водяное растение есть в нашем крае?
В Китае и в Японии эту птицу разводят как домашнюю декоративную. А у нас она живёт в лесу. Назовите эту птицу.
Как называется самое крупное озеро Приморья?
Какое растение нашей тайги называют корнем жизни?
Назовите 3-4 острова, которые входят в состав Приморского края.
Назовите самую высокую гору Приморья.
Какой остров является заповедником?
Сколько заповедников в нашем крае ? Назовите их.
Назовите несколько растений , занесённых в Красную книгу.
Слайд 33Итоги анкеты « Знаешь ли ты свой край»
4Б 4В 4Г 4Д
4 «Б» – 49 правильных ответов -21% (15 чел.)
4 «В» - 63 правильных ответа - 20% (21чел)
4 «Д» - 57 правильных ответов - 21% (18 чел.)
4 «Г» - 112 правильных ответа - 41% (18 чел.)
Слайд 34Выводы
Гипотеза подтвердилась.
Лотосы
Слайд 35Исследование Приморского края
Путешествие в прошлое Приморского края.
Путешествие по Уссурийской тайге.
Путешествие
по рекам и озёрам Приморского края.
Путешествие по горам Сихотэ- Алиня.
Путешествие по островам и скалистым берегам Приморья.
Продукт проекта: презентации, газеты, макеты, выступления ребят.
Слайд 36Люби и изучай свой край!
Не забывай тех,_________________________
Изучай историю ________________________
Не бросай
мусор________________________
Не лови и не уноси домой________________
Подкармливай зимой___________________
Не обрывай с кустов паутину и __________
Не шуми_______________________________
Не забывай потушить___________________
Охраняй_______________________________
Не разоряй ____________________________
Люби свой ____________________________
Гордись__________________________________________________________________
Береги природу!
Нет ничего прекрасней родной земли!
Слайд 37Все большое начинается с малого!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!