Презентация, доклад Приёмы работы над изложением и сочинением в 1-4 классах

Содержание

«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры».

Слайд 1 «Приёмы работы над сочинением и изложением в 1 – 4

классах»
(выступление на семинаре)



Подготовила :
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18
Ноздрина
Марина Святославовна
2017г.
«Приёмы работы над сочинением и изложением в 1 – 4 классах»(выступление на семинаре)Подготовила :учитель начальных классовМБОУ

Слайд 2«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры».


В.А.Сухомлинский
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры».

Слайд 3Одно из главных направлений работы в начальных классах – развитие связной

речи учащихся. От успешного решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания в продолжение всех четырёх лет обучения.


Одно из главных направлений работы в начальных классах – развитие связной речи учащихся. От успешного решения его

Слайд 4Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь самостоятельно составлять и грамотно написать

связный рассказ простейшего вида, письмо, состоящее из небольшого количества предложений.
Содержание работы по развитию речи включает:
обогащение словарного запаса,
овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением),
обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).

Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, письмо, состоящее

Слайд 5Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на

уроках, содействовать развитию речи детей, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках, содействовать развитию речи детей, совершенствовать

Слайд 6 Нетрадиционные уроки:
урок-беседа,
урок-инсценировка,
устные журналы, викторины,


Ученики выполняют проектные работы
с последующим выступлением перед классом.

Выполняют творческие работы:
сочинения на заданную тему, оформленные книгой,
составление книжки-малютки «Загадки», «Мои любимые стихи», «Пословицы и загадки»
Нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-инсценировка, устные журналы, викторины,    Ученики выполняют проектные работы

Слайд 7 В результате целенаправленной работы

по развитию речи у учащихся:
более прочно и сознательно усваивается изученное на уроке,
развивается речь,
повышается уровень языкового развития,
воспитывается познавательный интерес к родному языку,
повышается обучаемость,
интерес к чтению,
улучшается внимание, восприятие;
дети умеют «видеть», «слышать», «рассуждать».
развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал.

В результате целенаправленной работы по развитию речи у учащихся:более прочно

Слайд 8 Проблема развития речи младших школьников является одной из

самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.
В работе по развитию речи выделяют следующие направления:
Работа над звуковой стороной речи.
Словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса).
Работа над предложением и словосочетаниями.
Развитие связной речи.

Обучение изложению и сочинению в начальной школе

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского

Слайд 9Письменная речь
представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от

монолога строится при помощи письменных знаков.

отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

Если в устной речи для смыслового выделения, выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонации, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.отличается

Слайд 10 Виды работы по развитию

письменной речи

Диалогическая форма речи:
составление связного высказывания начала, конца письменного диалога;
формулировка собственного мнения, его аргументация и запись;
Составление и запись текстов приветствия, прощания, извинения, благодарности, обращения с просьбой;

Виды работы по развитию      письменной речи

Слайд 11 Монологическая форма речи:

составление и запись словесного отчета о

выполненной работе;
последовательность абзацев в тексте, корректирование порядка абзацев;
знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки;
создание собственных текстов и корректирование заданных текстов.

Монологическая форма речи:составление и запись словесного отчета о выполненной работе;последовательность абзацев в тексте, корректирование

Слайд 12 Методические приёмы обучения ведению письменного диалога:
восстанови деформированный диалог;
восстанови и

запиши диалог по готовым ответам;
продолжи диалог;
придумай начало диалога по теме «…»;
закончи диалог двух литературных героев;
придумай диалог литературных героев;
измени реплики в диалоге, чтобы герои подружились;
добавь и запиши реплики-реакции на слова собеседника.

Методические приёмы обучения ведению письменного диалога: восстанови деформированный диалог;восстанови и запиши диалог по готовым ответам;продолжи

Слайд 13 Приёмы работы по развитию письменной речи: «Конструирование с выбором».
Цель- формировать

умения устанавливать и записывать лексическую сочетаемость слов.

1. К каждому из слов подбери антоним с учётом значения слова:
лёгкая сумка -… мягкий стул-…
лёгкая задача -… мягкий характер-… 

2. К каждому ряду антонимов подбери (или выбери из предложенных) слово, с которым эти антонимы могут сочетаться.
чистое – грязное (…); чистое – облачное (…); чистое – заросшее (…).


Приёмы работы по развитию письменной речи:    «Конструирование с выбором».Цель- формировать умения устанавливать

Слайд 14 Слово-магнит.
Солнце


день улыбка весна
золотое
доброта птицы
любимое
красивое …

Важно подобрать сочетаемые с данным словом слова разных частей речи, ассоциации, эпитеты, сравнения, олицетворения – «магнитное поле слова».
Слово-магнит.Солнце – день  улыбка

Слайд 15Речевое развитие младших школьников
Начинаясь на уроке русского языка или

развития речи, может логично продолжаться во внеурочной деятельности на основе применения технологии проектов, создания и презентации творческих работ учащихся.
Конкурс предложений на обозначенную тему, сказок, рассказов, пословиц, сочинений, рекламы.
«Энциклопедия одного слова» - исследование лингвистических аспектов слова на основе работы со словарями, создание книжки о выбранном слове.
Отзыв, аннотация, коллективная заметка в газету, тексты для сайта школы, телеграмма…

Речевое развитие младших школьников  Начинаясь на уроке русского языка или развития речи, может логично продолжаться во

Слайд 16СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на

заданную тему.

1.Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
2.Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
3.Слова должны быть употреблены в правильном значении.
4.Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. 1.Сочинение должно соответствовать теме,

Слайд 17Речевое развитие младших школьников
Создание связного речевого высказывания представляет собой процесс, требует

временных затрат и подготовительной работы:
I. Подготовительный
Цель: создать запас впечатлений – образов зрительных, слуховых, тактильных; обогатить словарный запас по теме сочинения, определить точную тему сочинения; составить план сочинения;
Осуществляется на разных уроках и во внеурочной работе.
II. Основной
Цель: написать и проверить сочинение.
III. Заключительный
Цель: отредактировать сочинение.
Речевое развитие младших школьниковСоздание связного речевого высказывания представляет собой процесс, требует временных затрат и подготовительной работы: I.

Слайд 18

ЗАГОЛОВОК

Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание всего сочинения в целом, но кратко.
Хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф
ЭПИГРАФ- это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

ЗАГОЛОВОК Любое сочинение должно

Слайд 19 ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ

Лучше

не бросать читателя сразу в гущу событий.
Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО.
Начать вступление можно по-разному:

С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?)
С определения (Дружба – это…)
С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)

ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ      ВСТУПЛЕНИЕЛучше не бросать читателя сразу в

Слайд 20

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль.
Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания:
«НЕ ТОЛЬКО, НО И»
«ПОЭТОМУ»
« ПОТОМУ ЧТО»
« ТАК КАК»
«ЭТИМ ОН МНЕ И»
«МОЖЕТ БЫТЬ»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ От вступления должен быть

Слайд 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В

заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении ты должен подвести итог всему

Слайд 22СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ
Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или

животного. Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?»
Поэтому для текста – описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова «КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА».
В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства, что и ты.
СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или животного. Оно отвечает на вопрос

Слайд 23ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА:

Размер, форма, цвет, вкус, запах
Материал, из которого изготовлен
Возраст, черты характера
Внешний

вид

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА:Размер, форма, цвет, вкус, запахМатериал, из которого изготовленВозраст, черты характераВнешний вид

Слайд 24ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ
1.Представление предмета (человека, животного).
2.Основные признаки .

3.Твоя оценка, твоё отношение к предмету.
4.Твоё заключение (вывод)
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ  1.Представление предмета (человека, животного). 2.Основные признаки . 3.Твоя оценка, твоё отношение к

Слайд 25СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ
Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо

явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?».


Почему это произошло, случилось?
Почему так?
Почему это есть?
Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК».

СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕЭто текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете.

Слайд 26 ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
Вступление.
Тезис (то, о чём хочешь рассказать).
Аргументы (доказательство

тезиса): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты.
Выводы.
ПЛАН  СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯВступление.Тезис (то, о чём хочешь рассказать).Аргументы (доказательство тезиса): доводы, примеры, случаи, факты,

Слайд 27 СОЧИНЕНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ
Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО?

ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА? КАК?». Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся действиях и об их завершении. В повествовании много глаголов. Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».

СОЧИНЕНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ  Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО? ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА? КАК?».

Слайд 28ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯ
Вступление.
Развитие действий – завязка (поступки героев и причины

этих поступков).
Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.
Заключение (развязка).
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯВступление.Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков).Кульминация (самый напряженный момент сюжета)

Слайд 29СЮЖЕТ
ВСТУПЛЕНИЕ
(место, время действия)
НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ
(завязка)
КУЛЬМИНАЦИЯ
(самый напряженный момент)
КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ
(развязка)
это последовательность развития действия,

ход событий
СЮЖЕТ ВСТУПЛЕНИЕ(место, время действия)НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ(завязка)КУЛЬМИНАЦИЯ(самый напряженный момент)КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ(развязка)это последовательность развития действия, ход событий

Слайд 30С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Продумай название. Чтобы это сделать, нужно

точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.
Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?
Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание, повествование, рассуждение).
Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и заключение намного короче основной части).
С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМПродумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь

Слайд 31Памятка для учащихся
«КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В СОЧИНЕНИИ»
Не перегружай сочинение подробностями,

без которых вполне можно обойтись.
Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
Следи за правильным употреблением слов.
Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.
Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения.
Учись заменять слова синонимами.
Не повторяй одну и ту же мысль разными словами.
Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов.
Старайся не употреблять слов – паразитов.
Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.
Памятка для учащихся «КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В СОЧИНЕНИИ»Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.Переход от

Слайд 32Изложение - это письменный пересказ готового текста (один из видов орфографических

упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся).

Виды изложений:
1.Подробные (близкие к тексту образца);
2.Сжатые;
3.Выборочные;
4.Творческие( с творческим заданием)

Изложение - это письменный пересказ готового текста (один из видов орфографических упражнений, направленных на развитие связной речи

Слайд 33 План может быть дан в готовом виде, может быть

деформированным, а также может коллективно составляться во время сбора рабочих материалов. Опорные слова и сочетания слов для лексической и орфографической работы могут подбираться в ходе урока, могут быть даны и в готовом виде.
План может быть дан в готовом виде, может быть деформированным, а также может коллективно составляться

Слайд 34

Методика работы над изложением предполагает следующую последовательность действий:

Чтение текста учителем или учащимися.
Беседа по содержанию текста, цель которой - выявление понимания прочитанного, установление качества восприятия художественного текста.
Знакомство с предложенным планом, его обдумывание или составление плана (коллективно или самостоятельно).
Словарно-орфографическая подготовка.
Пересказ по плану.
Написание текста изложения.
Самопроверка и совершенствование написанного.

Методика работы над изложением предполагает

Слайд 35 литература и образовательные ресурсы Интернета
http://infourok.ru/razvitie_rechevoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov-517797.htm
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/22/sovremennye-metody-i-priemy-raboty-po-razvitiyu-rechi
Методические основы языкового образования

и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб. 1998г.
Михеева Т.Б., Печкурина О.В. Уроки развития речи в начальной школе. Книга для чтения . М. ООО РС 2005г.
Бойкова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Нач.шк. №10, 2005.
Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-Пт., 1998г.

литература и образовательные ресурсы Интернетаhttp://infourok.ru/razvitie_rechevoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov-517797.htm http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/22/sovremennye-metody-i-priemy-raboty-po-razvitiyu-rechi Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть