Слайд 1Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при обучении детей
с ОВЗ.
Слайд 2ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
«Главная задача
- в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья».
Д.А. Медведев.
Слайд 3Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 4 Принцип здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип
систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуализации;
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
Слайд 5
Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроке:
дифференцированное обучение;
рациональная организация урока;
создание благоприятного психологического
климата;
физкультминутки;
развитие мелкой пальцевой моторики;
когнитивные упражнения;
зрительная гимнастика;
коммуникативные игры.
Слайд 6
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика стимулирует:
действие речевых зон коры головного мозга, что
развивает речь;
совершенствует психические процессы- внимание и память;
развивает слуховое восприятие;
облегчает усвоение навыков письма.
Слайд 7«Моя семья»
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик –
дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Слайд 8«Капуста»
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о
кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Слайд 9«Пальчики»
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд,
а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
«Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки»
Слайд 10«Безымянный палец»
(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают
и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
«Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
Слайд 11
«Кулак – ребро – ладонь»
(Руки расположены на плоскости стола. Три положения
руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)
Слайд 12
«Лягушки»
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети
вытягивают руки вперёд, сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз резко распрямляют пальцы).
Слайд 13«Аплодисменты»
Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга,
похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой руки и т.д. Упражнение выполняется 15-20 секунд.
Слайд 14
Самомассаж пальцев рук
«Вышли пальцы погулять»
Раз, два, три, четыре, пять вышли
пальцы погулять.
Этот палец самый толстый, самый сильный и большой.
Этот палец для того чтоб показывать его.
Этот палиц самый длинный и стоит он в середине.
Этот палец безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Слайд 15
Самомассаж «Утюг»
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу,
ежику и мишке.
( Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
Слайд 16 Самомассаж «Пила».
Пили, пила, пили,
пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
(Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят).
Слайд 17
Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):
Пишем, не отрываясь от листа, начиная
удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.
Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.
Раздать листочки размером 5см * 5 см.
а) Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.
б) Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.
в) Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.
г) Разворачиваем другой рукой.
д) Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.
е) Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.
Слайд 18
Графические работы:
обводка контуров, лекал;
воспроизведение изображения с помощью опорных точек;
штриховка в разных
направлениях;
дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;
раскрашивание картинок;
соединение точек, нанесенных на листе бумаги.
графические диктанты.
Слайд 19Графические диктанты букв
направлены на развитие у ребёнка памяти, внимания, пространственных представлений,
графо-моторных навыков. Диктанты можно использовать на уроках письма в период обучения грамоте в 1 классе.
Слайд 20
Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются
следующие:
отсутствие усталости у учащихся и педагога;
положительный эмоциональный настрой;
удовлетворение от сделанной работы;
желание продолжать работу.
Слайд 21
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий на уроках способствует:
повышению работоспособности,
выносливости детей;
развитию психических процессов;
развитию общей и мелкой моторики;
формированию, развитию двигательных и речевых умений и навыков;
и, в итоге, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Слайд 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа»,
2005. - № 11.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.,2005.
Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.
Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz zhizni/2014/10/09/