Слайд 1
Приемы, используемые при формировании УУД на уроках литературного чтения
из опыта работы
учителя начальных классов
Сосновских О. В.
Слайд 2Урок литературного чтения
– особый урок, важный для развития личности читателя,
помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.
На уроках литературного чтения формируем
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия:
Слайд 3
Личностные УУД: оценивать поступки литературных героев, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Слайд 4
Регулятивные УУД:
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
умение
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Слайд 5
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: С чего все начиналось? Как, по
твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся? Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу. Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок. Какие ошибки допустил одноклассник? Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного. Составь картинный план
Слайд 6
Познавательные УУД : ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного) подробно пересказывать небольшие тексты.
Слайд 7
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать
и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Слайд 8 Кубик Блума
О замечательном американском
педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Слайд 9Алфавит за круглым столом
Цель: мотивировать на прочтение книги
Алгоритм:
На предложенной карте алфавита
напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.
Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.
Слайд 11Пирамидная история О.Ким и Р.Вагнера
Имя героя вашей истории (героем может быть
человек, животное, любой неодушевлённый предмет).
Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
Три слова, описывающие место действия (страна, местность…)
Четыре слова, описывающие проблему истории (например: деньги, заблудиться, бедность…)
Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории).
Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета).
Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы).
Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Слайд 13Чтение про себя с пометками
Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его
критический анализ.
Алгоритм:
Читайте и одновременно отмечайте:
++ соответствует тому, что знаю;
– противоречит тому, что знаю;
+ новое;
? надо обсудить.
Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?