Презентация, доклад практических достижений профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ дс №34 Никитовой Т.П.

Содержание

Развитие связной речи дошкольниковметодом мнемотехники

Слайд 1Татьяна Петровна
Никитова
Воспитатель
МБДОУ детского сада №34 «Теремок»

Татьяна ПетровнаНикитоваВоспитатель МБДОУ детского сада №34 «Теремок»

Слайд 2Развитие связной речи дошкольников
методом мнемотехники



Развитие связной речи дошкольниковметодом мнемотехники

Слайд 3
Научно-исследовательские условия

Мнемотехника как средство развития связной речи по мнению великих педагогов:


С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин рассматривают наглядность как один из факторов облегчающих процесс становления связной речи «… Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия».
Л. С. Выготский выделяет в качестве второго вспомогательного фактора «создание плана высказывания». Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Л.Н. Ефименкова– схемой составления рассказа.
Методические условия

Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.




Условия формирования личного вклада воспитателя в развитие дошкольного образования

Научно-исследовательские условияМнемотехника как средство развития связной речи по мнению великих педагогов: С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина,

Слайд 4Актуальность

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь

у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.
АктуальностьНа сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление

Слайд 5Теоретическое обоснование педагогической деятельности
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и

активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Теоретическое обоснование педагогической деятельностиТеоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у

Слайд 6 Цель: Содействие развитию произвольной памяти у детей 4-6 лет на

основе заучивания стихотворений с помощью мнемотехники. Задачи:

Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Цель: Содействие развитию произвольной памяти у детей 4-6 лет на основе заучивания стихотворений с помощью мнемотехники.

Слайд 7

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

Слайд 8Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение

и воспроизведение информации.

Мнемотаблица как своеобразный зрительный план для создания монологов, помогает детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей использую для:
- формировании культурно-гигиенических навыков,
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- систематизировании знаний о сезонных изменениях.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотаблица как своеобразный зрительный

Слайд 9Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор

того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2.

Слайд 10Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции -

целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и др.
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
3) Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам: I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием

Слайд 11Составление описательных рассказов
Технология реализации опыта Средняя группа
Пересказ художественной литературы

Составление описательных рассказовТехнология реализации опыта Средняя группаПересказ художественной литературы

Слайд 12Технология реализации опыта
Формирование культурно-гигиенических навыков
Младшая группа

Технология реализации опытаФормирование культурно-гигиенических навыков Младшая группа

Слайд 13Технология реализации опыта
Заучивание стихов

Младшая группа

Пересказ художественной литературы (сказки)

Технология реализации опытаЗаучивание стихов Младшая группаПересказ художественной литературы (сказки)

Слайд 14Технология реализации опыта
Отгадывание загадок

Старшая группа

Систематизация знаний о сезонных изменениях

Технология реализации опытаОтгадывание загадокСтаршая группаСистематизация знаний о сезонных изменениях

Слайд 15Работа с родителями

Работа с родителями

Слайд 16Результаты
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать

тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Результатыу детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес

Слайд 17Использованные источники:
Литература.
Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009,

№5.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

Источники иллюстраций
Фотографии из личного архива Силиной А.А.

Использованные источники:Литература.Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие

Слайд 18Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть