Презентация, доклад Познавательные процессы. Фундаментом всех познавательных процессов являются ощущения. Окружающий нас мир широк и многообразен; сложен и запутан. Чтобы научиться ориентироваться и жить в этом мире, надо с чего-то начинать. Эту функцию ориента

Содержание

Познавательные процессы - Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чувствовать запах цветов, анализировать события и свои поступки, забывать плохое и запоминать хорошее и многое другое.- Благодаря чему, мы имеем такую возможность? Эту возможность нам обеспечивают познавательные процессы.

Слайд 1ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.ПУТИ И СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель – дефектолог Вишнякова
Карина

Анатолиевна
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.ПУТИ И СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Учитель – дефектолог Вишнякова Карина Анатолиевна

Слайд 2Познавательные процессы
 
- Все мы имеем возможность
воспринимать красоту, чувствовать
запах цветов,

анализировать события
и свои поступки, забывать плохое и
запоминать хорошее и многое другое.
- Благодаря чему, мы имеем такую
возможность? Эту возможность нам
обеспечивают познавательные
процессы.
Познавательные процессы - Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чувствовать запах цветов, анализировать события и свои поступки, забывать

Слайд 3Познавательные процессы– это психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание,

т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущения, восприятия, представления, внимание и память, воображение и мышление.
- Важнейшая функция всех познавательных процессов состоит в том, чтобы сообщать сведения разного толка об окружающей действительности и о нас самих для планирования дальнейших действий. Наша задача разобраться и понять содержание и особенности различных познавательных процессов.
- Фундаментом всех познавательных процессов являются ощущения. Окружающий нас мир широк и многообразен; сложен и запутан. Чтобы научиться ориентироваться и жить в этом мире, надо с чего-то начинать. Эту функцию ориентации в самых простых, элементарных свойствах окружающей жизни выполняют ощущения.
Свойства и признаки окружающих предметов и явлений – цвета, запахи, вкус, тепло, звуки – человек познает через ощущения. Если бы мы не имели ощущений, мы не смогли бы получить картину мира!
- Что же такое ощущения?
Познавательные процессы– это психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение

Слайд 4Ощущения
это простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений при

непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущениями обладают все живые существа, имеющие нервную систему. Но осознают свои ощущения только те, которые имеют головной мозг, а главное кору головного мозга.
Ощущенияэто простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Слайд 5В настоящее время известны тактильные (ощущения прикосновения, давления, шероховатости, твердости), болевые,

температурные, вестибулярные (равновесия и ускорения), вибрационные и другие. По месту расположения рецепторов ощущения подразделяются на три группы: 1. Экстерорецептивные – ощущения, располагающиеся на поверхности тела. Они отражают информацию о свойствах объектов из внешнего мира (зрительные, слуховые, тактильные). 2. Проприоцептивные – ощущения, располагающиеся в мышцах и связках. Они передают информацию о положении тела и движении (кинестетические, вестибулярные). 3. Интерорецептивные – ощущения, расположенные во внутренних органах. Они отражают информацию о состоянии внутренних органов (боль, жжение, тошнота).
В настоящее время известны тактильные (ощущения прикосновения, давления, шероховатости,   твердости), болевые, температурные, вестибулярные (равновесия и

Слайд 6Восприятие– это сложный психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений

со всеми их свойствами и качествами при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
В процесс восприятия включаются помять, мышление, раннее приобретенные опыт и знания. Восприятие всегда является активным и даже творческим процессом.
- Как вы думаете, почему, посещение одной и той же выставки вызовет совершенно разные рассказы о ней? Восприятие работает избирательно. В зависимости от интересов, значимости тех или иных событий и объектов для конкретного индивида.
Восприятие– это сложный психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений со всеми их свойствами и качествами

Слайд 7Память– это форма психического отражения прошлого опыта, которая заключается в запоминании,

сохранении, последующем воспроизведении и забывании того, что было воспринято, пережито, или сделано.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения. Не случайно. И.М.Сеченов считал память «краеугольным камнем психического развития». Поэтому будущий медработник должен всячески развивать и тренировать свою память для эффективного выполнения свой профессиональной деятельности.
Память участвует во всем многообразии жизнедеятельности человека и проявляется в самых разнообразных формах.
Память– это форма психического отражения прошлого опыта, которая заключается в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и забывании того,

Слайд 8Внимание– это направленность сознания психической деятельности человека на определенные объекты с

одновременным отвлечением от других. Человек сознательно или неосознанно сосредотачивается на тех или иных предметах и явлениях внешнего мира или собственных ощущениях, отвлекаясь от всего остального.
Внимание нельзя считать самостоятельным процессом, подобно восприятию, или памяти. Внимание не существует вне этих процессов. Нельзя быть просто внимательным, независимо от восприятия, памяти или мышления. Внимание проявляется в конкретных психических процессах, создавая оптимальные условия для психической деятельности.
Внимание– это направленность сознания психической деятельности человека на определенные объекты с одновременным отвлечением от других. Человек сознательно

Слайд 9Мышление– это опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных

связях и отношениях. Мышление рассматривается как процесс, а мысль как результат этого процесса.
Окружающий нас мир мы познаем с помощью ощущений и восприятий. Мы видим предмет, пробуем его на ощупь, на вкус; воспринимаем цвет и форму и таким образом узнаем его свойства, качества, особенности. Но таким путем мы можем воспринимать лишь единичные факты окружающего мира. В процессе мышления, человек выходит за рамки чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны, и потому не наблюдаемы.
Мышление– это опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление рассматривается как

Слайд 10Воображение– это психический процесс создания новых образов предметов и явлений, путем

преобразования уже имеющихся. Это опережающее отражение действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.
Подобно мышлению, воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств и переживаний, которые владеют человеком в данный момент.
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, когда требуется быстрый поиск решения. Однако, в отличие от мышления, опережающее отражение (опережающие конкретные практические действия) в воображении происходит в виде ярких представлений. Благодаря воображению, еще до начала работы, мы можем себе представить готовый результат труда.
Воображение– это психический процесс создания новых образов предметов и явлений, путем преобразования уже имеющихся. Это опережающее отражение

Слайд 11Эмоции
Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации
Описание: все карточки отдаются ребенку.

Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.
В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.
Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.
Материалы и наглядные пособия для игры
6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.
ЭмоцииРазвиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизацииОписание: все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или

Слайд 13Имя и фамилия Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас Описание: суть этой

игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках». Материалы и наглядные пособия для игры
Имя и фамилия Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас Описание: суть этой игры заключается в том,

Слайд 14Ноги
Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета
Описание: в этой игре

могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.
Примерные варианты:
♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.
♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.
♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.
НогиРазвиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предметаОписание: в этой игре могут принять участие как двое участников,

Слайд 15Шифровальщик Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться Описание: отличие этой игры от предыдущей

заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок. Материалы и наглядные пособия для игры Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова-перевертыши.
Шифровальщик Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что

Слайд 17Что сказал нам рак?
Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические

способности
Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.
Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.
Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый лист бумаги и карандаш.
Что сказал нам рак?Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способностиОписание: перед началом игры расскажите вашему ребенку,

Слайд 19Машина времени
Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление
Описание: усадите вашего ребенка

поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.
Материалы и наглядные пособия для игры
Карточки с изображением различных предметов, животных.
Машина времениРазвиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышлениеОписание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас

Слайд 21На основании изложенного, мы видим, что достаточно рассмотреть всего лишь три

составляющие познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление), чтобы понять их значимость в формировании психики человека.
На основании изложенного, мы видим, что достаточно рассмотреть всего лишь три составляющие познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление),

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть