Слайд 1
«Портфолио – альтернативный способ оценивания результатов обучения»
Горшкова Оксана Борисовна
учитель начальных классов
Слайд 2Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.
Школа
XXI века – это школа «портфолио».
Идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, проходящий по всему миру.
Слайд 3Определения портфолио
«Портфолио – это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая
документирует приобретённый опыт и достижения учащихся»
«Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых»
К. Варвус
Слайд 4Определения портфолио
«Портфолио – своеобразная выставка работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание
его личностного роста.»
Фрай
«Портфолио – коллекция работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие»
Э. Стефф
Слайд 5Оценивание учащихся
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно,
так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.
Оценивание является процессом, а оценка результатом.
Слайд 6Оценивание учащихся
Недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках, как стимуляторах учения,
обнаружился уже в середине XIX века, когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребёнка.
В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся.
Слайд 7Виды портфолио
Языковое портфолио.
Портфолио курсов.
Портфолио документов.
Портфолио работ.
Портфолио отзывов.
Слайд 9Портфолио курсов
Исходный пункт работы с портфолио – это постановка вопроса, открытой
комплексной задачи, формулировка проблемы.
Служит свидетельством ступени достижения поставленной цели.
Цели работы, формулирующиеся в процессе договорённости между учеником и учителем должны быть открытыми и внятными.
Слайд 10Портфолио курсов
Самая трудная задача – это представить, то есть сделать видимым
свой собственный путь учения.
Портфолио
документов
Портфолио
работ
Слайд 11Портфолио документов
Сертификаты официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов,
соревнований, олимпиад и т.п.;
Документы об участии в грантах;
Документы об окончании музыкальных и художественных школ;
Сертификаты о прохождении тестирования и т.п.
Слайд 12Портфолио работ
Проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном
виде);
Исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
Техническое творчество: модели, макеты, приборы (практическое описание конкретной работы);
Работа по искусству (даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках, театре, оркестре, хоре);
Слайд 13Портфолио работ
Различные практики: языковая, социальная, трудовая (фиксируется вид практики, место её
прохождения, продолжительность);
Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
Слайд 14Выбор работ для портфолио
Памятка для учащегося
Три с твоей точки зрения лучшие
работы из этого курса;
Работу из начала, середины и конца курса;
Работы, которые по твоему мнению показывают лучше всего чему ты научился
Из перечисленных типов работ выбери по одному (обобщение текста; биографические воспоминания; история, которую ты сам сочинил; комментарии к истории, сочинённой твоим товарищем)
Две работы, которыми ты гордишься;
Три работы, которые ты хочешь, чтобы их посмотрели (твои товарищи, родители, гости школы)
Слайд 15Портфолио отзывов
Представить отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные
практики, участие в конференциях и в самых разных сферах приложения сил.
Важная составляющая – самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности.
Слайд 16Портфолио отзывов
В портфолио включены:
Резюме;
Перечень предоставленных отзывов и рекомендаций;
Данный вид портфолио учит
ребёнка оценивать свою деятельность и самореализоваться в ней.
Слайд 17Психологическая диагностика
Психологическая сфера (психологические и поведенческие проявления свойств нервной системы);
Мотивационная среда
(присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);
Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
Слайд 18Психологическая диагностика
Эмоционально – волевая сфера (типичная для личности эмоциональные состояния, а
также возможности волевой регуляции деятельности);
Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности);
Социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми; социально – профессиональная адаптированность).
Слайд 19Задачи портфолио
Прослеживать индивидуальный прогресс учащегося в процессе получения образования вне прямого
сравнения с достижениями других учеников;
Дополнить результаты тестирования, экзаменов и других традиционных форм контроля знаний учащихся;
Оценивать образовательные достижения школьников в совокупности их видов деятельности за конкретный срок обучения.
Слайд 20Задачи современной
начальной школы
Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
Поощрять их активность
и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
Формировать умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;