Слайд 1«Подготовка к диктанту »
Презентация составлена: Е.В. Сурначевой учителем начальных классов и
студенткой 3 курса КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» Бугаевой Р.Г.
Слайд 2Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Слайд 3Проверяемые безударные гласные в корне слова
Я люблю бродить _______ по
лесу. В лесу чудесная _______. В лесу ________. Вот разноцветный клён. ______ спряталась под опавшие листья. Только ели ______ зелёные.
ос_нью
т_шина
п_года
Тр_ва
ст_ят
Слайд 4ос_нь
осенний –
АЛГОРИТМ
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Определи проблему.
«Какую гласную нужно писать?»
5. Подбери проверочное слово.
е
и
?
6. Вставьте пропущенную букву.
Слайд 5Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово
или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода- водный, воды
Слайд 6красит
осень
лес
Через кр_сивый _сенний
л_сок ведёт дорога к нашей д_р_вушке.
кр_сивый
_сенний
л_сок
е
о
а
Проверим:
лапы
ле…ка- лепить
тра…ка- трава
обу…ь- обуваться
сне…- снеговик
бере…- берега
хирур…- хирургический
де…ский- дети
дроз..- дрозды
дро…ь- дрожать
пово…ка- возить
Парные согласные в слабой позиции
Слайд 8 Существуют парные согласные по глухости-звонкости : Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш,
З-С
Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной. Например: гриб, грибки
Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или заменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или сонорная согласная (н, м, л, р, й)
Слайд 9Удвоенная согласная
Груп…а, ап…етит, ак…орд, хок…ей, жуж…ать, ал…ея,трол…ейбус,сум…а,тен…ис,кор…еспон-дент, пас…ажир, крос…, осен…ий, кас…а,
шос…е, комис…ия, профес…ор, тер…итория, суб…ота
Группа, аппетит, аккорд, хоккей, жужжать, аллея, троллейбус, сумма, теннис, корреспондент, пассажир, кросс, осенний, касса, шоссе, комиссия, профессор, территория, суббота
Слайд 10Слова с удвоенными согласными нужно запомнить. При переносе слов с удвоенными
согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными. Например кас-са, Ан-на
Слайд 11Загадка, похвала, закладка, надпись, вечерок, надстройка, пригород
Разбор слова по
составу
Слайд 12Загадка- а- окончание, загадк— основа слова, за— приставка, гад— корень, к-
суффикс
Похвала- а— окончание, похвал— основа слова, по—приставка, хвал— корень
Закладка- а— окончание, закладк— основа слова, за— приставка, клад— корень, к— суффикс
Надпись- нулевое окончание, надпись— основа слова, над—приставка, пись— корень
Вечерок- нулевое окончание, вечерок— основа слова, вечер— корень, ок— суффикс
Надстройка- а— окончание, надстройк— основа слова, над—приставка, строй— корень, к— суффикс
Пригород- нулевое окончание, пригород— основа слова,при—приставка, город— корень
Банк
Охр…нять Охрана
В…левой Воля
Вр…ждебность Враг
Встр…чать Встреча
Ог…рчение Горе
Д…вчонка Девочка
Прох…дить Проход
Увл…жняться Влага
Св…рить Варит
Нав…днение Водный
Бр…тишка Брат
Д…карь Дикий
Угр…жать Угроза
Д…машний Дом
Зв…рёк Зверь
Проверяемые безударные гласные в корне
Слайд 14Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово
или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение
Слайд 15Разделительный ъ знак
В…ЮГА, БУР…ЯН, ЛИС…И, ПОД…ЁМ,С…ЪЁМКА, ПОД…ЕХАЛ, ПОД…ЕЗД, ОБ…ЕДКИ, ОБ…ЯВЛЕНИЕ, ОБ…ЁМ
Слайд 16Волк ужасно раз…ярён –
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и
с…едобен,
Для с…еденья неудобен:
С…ёжась, выставил иголки –
Об…егорил злого волка.
Слайд 17Разделительный ъ знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Он пишется после приставок, окончивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я. Например: подъезд, съёмка, предъюбидейный, объявление
Слайд 18Окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения
Восхищаться талант_, о фиалк_, в
тиш_, перед сцен_, в песк_, о дяд_, на сарафан_, на постел_, за полян_, о земл_, на солнц_, перед утр_, на сирен_, за мыш_.
Слайд 19Талант-2 скл., фиалка-1 скл., тишь-3 скл., сцена-2 скл., песок-2 скл., дядя-1скл.,
сарафан-2 скл, постель-3скл., поляна-1 скл., земля-1 скл., солнце-2 скл., утро-2 скл., сирень-3 скл., мышь-3 скл.
Слайд 20Разбор по членам предложения
Развернулась благоухающая чашечка ландыша.
Вишни, яблони, груши покрылись белыми
и бело-розовыми цветами.
В зелёной роще путников встретили весёлые голоса птиц.
В зелени заблестели беленькие цветочки земляники.
В чернеющем небе зажглись первые звёзды.
Вода под колёсами запенилась и побежала через омут.
Чайки били озябшими лапками по воде.