Слайд 2Упражнения в практической жизни
В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением
к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.
Сначала движения неловки, часто бесцельны и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений.
Слайд 3Мелкая моторика - это координация движений мелких мышц в пальцах рук,
при этом арсенал движений довольно обширен: от хватания, пинцетного захвата до точечных манипуляций.
Детство является критическим периодом для развития мелких мышц в кистях рук и пальчиках. Кроме того, ловкость и проворство рук напрямую связаны с речевым центром.
В повседневной жизни мы используем мышцы пальцев и рук постоянно, когда:
- завязываем шнурки
- застегиваем пуговицы, застежки, молнию
- рисуем и раскрашиваем
- пишем
- разрезаем ножницами
- расплачиваемся монетами
- открываем замки
- переворачиваем страницы
- пользуемся отверткой
- и, конечно, печатаем на компьютерной клавиатуре.
Слайд 4С этой целью были разработаны упражнения в практической жизни.
Монтессори подбирала
упражнения в практической жизни, часть которых произошли из повседневных домашних дел. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены такие упражнения как: переливание воды, пересыпание руками и ложкой, подметание пола, мытье посуды, завязывание бантов и так далее.
Слайд 5Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими
детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы или ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.
Слайд 6В ходе выполнения упражнений в практической жизни, за деятельностью ребенка наблюдают
взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность в себе. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для старшего ребенка будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Слайд 7
Зона упражнений в практической жизни
Это все, что связано с переливанием, пересыпанием,
ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
В этой группе находятся материалы, которые
Помогут ребенку заботиться о себе .
К ним относятся рамки с различными видами застежек: пуговицами, молнией, пряжками, с бантами, булавками, кнопками, липучкой.
Материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.
Материалы, позволяющие ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами.
Все предметы в среде, не игрушечными, а настоящие.
В Монтессори группе дети живут не понарошку, а всерьез.
Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.
Слайд 81 ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ
УХОД ЗА СОБОЙ
РАМКИ С ЗАСТЕЖКАМИ.
пуговица, рамка,
ткань, расстегивать, застегивать.
ВОЗРАСТ: с 3-х лет.
крючок, петля, расстегнуть, застегнуть. ВОЗРАСТ: с 3-х лет.
ремень, острие, пряжка, расстегивать, застегивать. ВОЗРАСТ: с 3-х лет.
бант, петля, развязывать, завязывать ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
шнур, крючок, отверстие, расшнуровывать, зашнуровывать.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
“молния”, замок, язычок замка, расстегивать, застегивать.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
булавка, головка булавки, острие, приколоть, расстегивать, застегивать. ВОЗРАСТ: около 4 лет.
Слайд 9
Застегивание пуговиц
Мария Монтессори 100 лет назад придумала целый комплекс «рамок» для
обучения навыкам самообслуживания - со шнурками, пуговицами, кнопками, молниями. Это замечательное пособие, вы можете купить такие рамки или сделать самостоятельно. Для этого на пяльцы или деревянную рамку надо натянуть курточку с застежкой или пуговицами.
Слайд 10
Рамки с застежками
С пуговицами, кнопками
Со шнурками, бантами
С пряжками и т. д.
Слайд 16
Шнуровки
Тренировка шнурования ботинок, а также курток ветровок, и не только своих,
но и кукольных - вполне практичный способ развития пальчиковой чувствительности и активности.
Слайд 17
Вышивание
Крупная неострая игла, яркая шерстяная нитка и картон с проколотыми дырочками:
вот вам и готовое пособие для «кройки и шитья». В cадиках Монтессори дети регулярно шьют – вне зависимости от пола. Трехлетние дети «прошивают» линию, через полгода уже могут обшить шаблон кругом, со временем шаблоны становятся сложнее: вышивать можно буквы, цифры и узоры.
Слайд 19МЫТЬЕ РУК И ЧИСТКА НОГТЕЙ.
ладонь, тыльная сторона кисти,
запястье, названия всех пальцев, названия всех предметов из комплекта для мытья рук, мыть, вытирать и т.д. ВОЗРАСТ: с 3 лет.
ЧИСТКА БОТИНОК.
крем для обуви, щетка для обуви, тряпка для полирования, названия разной обуви, наносить крем, намазывать, чистить, полировать, наводить глянец и т.д.
ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
Слайд 20
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ УПРАЖНЕНИИ “МЫТЬЕ РУК”.
“В классе же учительница, снабженная маленьким
умывальником с кувшином и тазом, учит детей умываться: мыть руки, чистить ногти, мыть лицо и шею, хорошенько промывать глаза и уши, чистить зубы и полоскать рот. Мы обращаем их внимание на те части тела, которые они омывают, и на различные средства содержать их в опрятности: чистая вода – для глаз, мыло и вода – для рук, щетка – для зубов и т. п. Больших детей мы просим помогать маленьким, приучая, однако, малышей также самостоятельно справляться”.
Чистка ботинок
Корзинка или поднос
Лист оберточной бумаги
Три различные щетки
Банка с кремом для обуви
Бархотка
Ботинки для чистки
Слайд 23"Сияющие ботинки" (от 3 до 5 лет)
Цели упражнения: научить ребенка заботиться
о себе и доводить рабочий цикл до конца, развитие координации и сноровки.
Вам понадобится: газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.
Презентация: расстелите газету на полу; щеткой удалите грязь с ботинок; держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком; дайте высохнуть крему на ботинках, в это время закройте крышку на креме; тряпкой отполируйте ботинки до блеска;
теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.
Слайд 24II ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, УХОД ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.
ВЫТИРАНИЕ ПЫЛИ.
пыль, кисточка, обметать, тряпка, вытирать, пыльный, чистый.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ УПРАЖНЕНИИ “ВЫТИРАНИЕ ПЫЛИ”.
“После этого мы начинаем обход классов. Удостоверяемся, все ли материалы в порядке, все ли они в чистом виде. Учительница показывает детям, как очищать уголки, где скопляется пыль, как обращаться а различными предметами, необходимыми для чистки помещения, – пыльными тряпками, щетками, метелками. Все это проделывается очень быстро, когда детям дают работать самим.
Слайд 25ПОДМЕТАНИЕ СО СТОЛА.
совок, щетка, мусор, ведро, подметать, сметать. ВОЗРАСТ:
с 3 лет.
МЫТЬЕ ПОСУДЫ.
название всех столовых приборов, моющее средство, губка, мыть, вытирать, сушить. ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
МЫТЬЕ ФРУКТОВ.
названия фруктов и овощей, мыть, счищать грязь, ополаскивать, вытирать. ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
МЫТЬЕ СТОЛА.
ведро, тряпка, пол, мыть, протирать, полоскать. ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
СТИРКА БЕЛЬЯ.
названия всех предметов комплекта, стирать, полоскать, вешать, сушить и т.д.
ВОЗРАСТ: с 3,5 – 4 лет.
ГЛАЖЕНЬЕ БЕЛЬЯ.
утюг, ткань, гладильная доска, подставка для утюга, лампочка, регулятор, розетка, гладить, нагреваться, включать, выключать. ВОЗРАСТ: с 4 лет.
ЧИСТКА МЕТАЛЛА.
названия предметов, входящих в комплект, чистить, полировать, блестеть. ВОЗРАСТ: с 3 – 3,5 лет.
УХОД ЗА СРЕЗАННЫМИ ЖИВЫМИ ЦВЕТАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ БУКЕТА
названия цветов. ВОЗРАСТ: с 4 лет.
ЧИСТКА. ВАРКА И РЕЗКА КАРТОФЕЛЯ
ЗАТАЧИВАНИЕ КАРАНДАША
ПРОМЫВАНИЕ КИСТОЧЕК
Слайд 26Уборка пыли, мусора со стола
Корзиночка с заранее подготовленным мусором
Мелок
Совок
Яркая клейкая метка
Щетка
Все
сложено в общую коробку или лежит на подносе.
Слайд 35
Дети есть дети. Когда стирать надоело, можно просто пускать мыльные пузыри
Слайд 37 Гладить вещи малышей учат от 3-х лет
Свободная рука за спиной –
правило.
Слайд 38Полировка металлических предметов
Полироль для металла в баночке с крышкой
Плошка с тампоном
для полировки
Бархотка
Мелкие металлические вещи для полировки
Слайд 40Оранжировка цветов
Свежие цветы
Небольшая клеенка
Кусок оберточной бумаги
Одна-две вазы для цветов
Кувшин
Тазик
Ножницы
Слайд 41Ножницы
Часто родители боятся острых предметов и лишают детей
возможности приобретать важнейшие навыки. Научите ребенка обращаться с ножницами: сначала правильно и безопасно держать их (осторожно, не махая перед носом, не совершая резких движений), носить ножницы (зажав лезкие в кулаке, аккуратно ходить, не бегая), передавать ножницы из рук в руки.
Когда правила безопасности усвоены, давайте малышу резать бумагу, картон и ткань. В продаже есть специальные книги для тренировки навыков владения ножницами с забавными рисунками (серия «Кумон»).
Можно также легко сделать свои шаблоны: нарисуйте маркером линии, по которым ребенок будет разрезать.
Слайд 48 Печенья, хлебцы, кубики сыра, ломтики огурца, морковки –
идеальная пальчиковая еда. Малыш учится навыкам самообслуживания и одновременно оттачивает захват, ведь морковку нужно с тарелки схватить и положить в рот.
Слайд 49Несколько основных вариантов размещения материалов, организующих дидактическое пространство для упражнений в
практической жизни детей.
Слайд 50
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребёнок учится следить за собой
и своими вещами. Используя рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребёнок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол и даже полировать серебро.
Слайд 61Группа подготовительных упражнений
Переноска предметов
Переноска стула
Скатывание и раскатывание коврика
Пересыпание ложкой
Пересыпание из кувшина
в кувшин
Переливание из кувшина в кувшин
Слайд 62
Пересыпание с помощью ложки
Две фарфоровые или деревянные плошки
Ложка
Поднос
Слайд 65Перебирать бобы полезно для развития всем детишкам
Слайд 66
Не так-то легко пересыпать горох ложкой, не просыпав!
Слайд 67Пересыпание риса (от 2,5 до 5 лет)
Цели упражнения: развитие мускульной координации,
умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.
Вам понадобится: небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.
Презентация: покажите все предметы на столе и назовите их и действия с ними ("стакан", "кувшин", "пересыпать" и т.д.); одной рукой возьмите кувшин за ручку, а другой - стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; теперь пусть ребенок работает сам.
Когда малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому налить себе молока или сока из кувшина в стакан.
Слайд 68Переливание из одного сосуда в другой
Два фарфоровых кувшинчика
Поднос
Губка
Слайд 75Манипуляции с предметами
Пинцеты, прищепки, пипетки и щипцы
Среди дошкольников эти приборы
- самые популярные. Чаще делегируйте свои полномочия – позвольте ребенку разложить фрукты для полдника всем, кто за столом, попросите помочь повесить белье с помощью прищепок.
Пипетки и подкрашенная вода, щипцы и пинг-понговые шарики, щипцы и пробки – все это проверенные упражнения для развития мелкой моторики.
Слайд 77
Вылавливать шарики из воды и переносить их при помощи половника или
других приспособлений - упражнение на большую ловкость!
Слайд 84 При играх малыша с мелкими предметами – крупой, бусинами, мозаикой - обязательно
должен присутствовать взрослый. Родители обычно хорошо знают своих детей, и способны оценить, потянет ли малыш в рот всякую всячину. Своему ребенку я доверяла мытые монеты уже в полтора года. Он обожал складывать их в копилку и мог это делать часами.
Однако если размер предметов вас все-таки беспокоит, то подождите с мелочевкой до трех лет. Пусть ребенок трогает шишки, камушки, крупную чистую гальку, ракушки и палочки. Отличными объектами для «манипулятора» являются матрешка, деревянные пирамидки, кубики.
Слайд 85
Свою независимость – телесную и духовную – ребенок ищет в труде.
Его не волнует, что знают другие: он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно освоить и познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независимость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью. Деятельность – это форма существования жизни. И если мы попытаемся остановить ее в человеке, то станем причиной дегенерации личности.
(Мария Монтессори)
Слайд 89Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
- направляют стремление
детей действовать в разумном русле, анализировать свои действия;
- координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
- способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
- развивают чувство ответственности перед окружающими, одновременно формируют внутренний духовный строй.
Слайд 90
В результате жизни в соответствующей развивающей среде
ребенок приобретает самостоятельность, независимость от взрослого. Он самостоятельно или при минимальной помощи одевается и раздевается, застегивает и расстегивает застежки, шнурует и чистит обувь, причесывается, моет руки, стирает, полоскает посуду, гладит. Он аккуратно переливает воду из одного сосуда в другой или из одного сосуда в несколько, пересыпает зерно из сосуда в сосуд с помощью ложки, успешно работает с пинцетом, с бельевыми прищепками, ножницами, нанизывает бусы разной величины, вышивает на картоне по заданным отверстиям, сортирует природный материал (шишки, орехи, бобы и т.д.), аккуратно складывает салфетки, правильно режет ножом овощи и фрукты, трет их на терке, аранжирует цветы, кормит животных, полирует металлические предметы и мебель, умеет протирать пыль и подметать пол, работает с пылесосом, правильно сервирует стол, участвует в приготовлении пищи.
Слайд 92Приведенные здесь дидактические материалы являются лишь малой частью развивающей среды для
упражнений ребенка в практической жизни. Большинство же таких материалов педагог придумывает и конструирует сам, осознавая свою исследовательскую функцию по отношению к ребенку.
Слайд 93III ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.
КАК
ПРИГЛАШАЮТ ГОСТЯ В КОМНАТУ И ПРЕДЛАГАЮТ ЕМУ МЕСТО.
ЧИСТКА НОСА (СМОРКАНИЕ).
Слайд 94IV ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСОБЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ
ХОДЬБА ПО ЛИНИИ.
УПРАЖНЕНИЕ В ТИШИНЕ.