Презентация, доклад по теме Технология критического мышления

Содержание

Подготовила учитель начальных классов МБОО СОШ №7Чурбанова Л.Г.2017г.Технология развития критического мышления средствами чтения и письма

Слайд 1Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников

в образовательный процесс?

Как научить учиться?

И можно ли научиться мыслить более эффективно?

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Слайд 2Подготовила учитель начальных классов
МБОО СОШ №7
Чурбанова Л.Г.
2017г.
Технология развития
критического

мышления
средствами чтения и письма
Подготовила учитель начальных классов МБОО СОШ №7Чурбанова Л.Г.2017г.Технология развития  критического мышления   средствами чтения и

Слайд 3 Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики

и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы

Слайд 4Идеи технологии ЧПКМ


 Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
 Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
 Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
 Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Идеи технологии ЧПКМ            Дети от природы

Слайд 5Критический мыслитель


 Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
 гибкость (восприятие идей других);
 настойчивость (достижение цели);
готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
 осознание (отслеживание хода рассуждений);
 поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Критический мыслитель            Готовность к планированию (кто

Слайд 6Развивать мышление




Развивать умение думать

Развивать мышление Развивать умение думать

Слайд 7«Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.»

«Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.»

Слайд 8Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Трёхфазная структура урока:

Стадия вызоваСтадия осмысленияСтадия рефлексииТрёхфазная структура урока:

Слайд 9Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений



Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой

теме

Активизация интеллектуальной деятельности



Постановка учеником собственных целей обучения


Стадия вызова

Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представленийПробуждение (вызов) интереса к изучаемой темеАктивизация интеллектуальной деятельности Постановка учеником собственных

Слайд 10Стадия осмысления
 активное получение новой информации;
 осмысление новой

информации;
 соотнесение новой информации с собственными знаниями;
 отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Стадия осмысления  активное получение новой информации;  осмысление новой информации;  соотнесение новой информации с собственными

Слайд 11Стадия рефлексии
 целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
 выработка

собственного отношения к изучаемому материалу;
 выявление еще непознанного;
 анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
 поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Стадия рефлексии целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;  выработка собственного отношения к изучаемому материалу; 

Слайд 12Роль учителя в ТРКМ:
 направляет усилия учеников в определенное русло;
 сталкивает

различные суждения;
 создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
 дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
 подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к

Слайд 13Формирование целей урока

Формирование целей урока

Слайд 14Методические приёмы
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм»или «Корзина идей»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и

«тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нетка»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
Методические приёмы I. Стадия вызова«Кластер»	«Загадка»	«Мозговой штурм»или «Корзина идей»	«Отсроченная догадка»	«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»«Театрализация»«Да – нетка»	«Интеллектуальная разминка (опрос)

Слайд 15II. Стадия осмысления
«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Круги по воде»
«Чтение с

остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Двухчастный дневник»
«Бортовой журнал»
«Ромашка Блума»
«Фишбоун» (рыбный скелет)
«Взаимоопрос»
II. Стадия осмысления «Зигзаг»«Инсерт или «Чтение с пометами»	«Дерево предсказаний»	«Круги по воде»	«Чтение с остановками»«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»Метод

Слайд 16III. Стадия рефлексии
«Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

III. Стадия рефлексии«Синквейн»«Письмо к учителю»«Пятиминутное эссе»«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Слайд 17Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

Слайд 18Корзина идей

Корзина идей

Слайд 19Дерево предсказаний

Дерево предсказаний

Слайд 20Инсерт (условные значки)

Инсерт  (условные значки)

Слайд 21Приём «Чтение с остановками». Примерные вопросы.

▪ По названию предположите, о чем будет

рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?




Приём «Чтение с остановками». Примерные вопросы.▪ По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти

Слайд 24Приём «ФИШБОУН» (рыбий скелет)
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод

Приём «ФИШБОУН»  (рыбий скелет)ПроблемаПричинаПричинаФактыФактыВывод

Слайд 26ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты,

которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос

Слайд 27Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Слайд 28Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?
Ромашка Блума

Простой вопросУточняющий вопросОценочный вопросТворческий вопросВопрос интерпретацияПрактический вопрос?Ромашка Блума

Слайд 29Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т

ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»



Ромашка БлумаПростые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы –

Слайд 30 Таблица " толстых " и " тонких

" вопросов
Таблица

Слайд 31Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый

член
группы получает
«свой» объект исследования

Сбор информации
об объекте

Обмен информацией в группе

Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы

Заполнение таблицы

Написание совместного
исследования по теме

Презентация исследования

1

3

4

5

6

2

7

8

Стратегия  «Отсюда – сюда»Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследованияСбор

Слайд 32Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные,

а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Перепутанные логические цепочкиУчитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают

Слайд 33ЭССЕ

ЭССЕ

Слайд 34РАФТ
Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?
А

– аудитория. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чём будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

РАФТР – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?А – аудитория. Кому вы будете писать?Ф

Слайд 35

Даймонт (Диаманта)
Даймонт (Диаманта)

Слайд 36СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –

это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
СИНКВЕЙНВ первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)Вторая строчка – это описание темы в двух словах

Слайд 37Хокку (Хайку)
(3строчки и 17 слогов: 5+7+5)

Хокку (Хайку)(3строчки и 17 слогов: 5+7+5)

Слайд 38Вот взошло солнце. Вновь воздух сух и горяч. Кругом лишь пески… 

Ежи, корсаки Вдруг попрятались

в норы. Полуденный зной. 
Вот взошло солнце. Вновь воздух сух и горяч. Кругом лишь пески… Ежи, корсаки Вдруг попрятались в норы. Полуденный

Слайд 39«Бортовые журналы»

«Бортовые журналы»

Слайд 40
МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
ЭДВАРДА ДЕ БОНО
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТКМ И

НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ЭДВАРДА ДЕ БОНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТКМ И НАВЫКОВ

Слайд 41Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии
как удобный способ управлять мышлением
и

переключать его.
Один из инструментов развития
творческого мышления.

Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности
своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его
с поставленными задачами с целью
более эффективного использования
процесса мышления при решении проблем.

Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссиикак удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития

Слайд 42Достоинства метода

Наглядность, простота
освоения и применения.

Это простой и удобный
инструмент

, чтобы научиться
лучше:

работать с информацией;
использовать интуицию;
критически анализировать проблему;
генерировать творческие идеи;
организовывать свое мышление.
Достоинства метода Наглядность, простота освоения и применения.Это простой и удобный инструмент , чтобы научиться лучше: работать с

Слайд 44Белая шляпа.
Белый цвет наводит на мысль о бумаге.
В этом

режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения:

- только факты и цифры.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации,

Слайд 45Красная шляпа.
Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа

связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями.
Здесь не нужно ничего
обосновывать.

Что я чувствую?

Что мне подсказывает моя
интуиция?
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и

Слайд 46Черная шляпа.
Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность.

Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

На что надо обратить внимание?
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики

Слайд 47
Желтая шляпа.
Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме.

Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества.


Каковы положительные стороны?

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти

Слайд 48Зеленая шляпа.
Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа

- это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Какие творческие идеи имеются?

Каковы альтернативы?
Зеленая шляпа.Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей,

Слайд 49Синяя Шляпа.

Это рефлексивное

мышление.

Синяя Шляпа.   Это рефлексивное           мышление.

Слайд 50Приём «Зигзаг».
1 Рабочая
группа
1 Экспертная
группа

2 Экспертная
группа


3 Экспертная
группа


4 Экспертная
группа

Приём «Зигзаг».1 Рабочаягруппа1 Экспертнаягруппа2 Экспертнаягруппа3 Экспертнаягруппа4 Экспертнаягруппа

Слайд 51Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
 образовательной мотивации: повышения интереса
к

процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
 культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
 информационной грамотности;
 развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
 формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание;
 социальной компетентности
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть