Слайд 1Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников
в образовательный процесс?
Как научить учиться?
И можно ли научиться мыслить более эффективно?
Слайд 2Подготовила учитель начальных классов
МБОО СОШ №7
Чурбанова Л.Г.
2017г.
Технология развития
критического
мышления
средствами чтения и письма
Слайд 3 Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики
и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Слайд 4Идеи технологии ЧПКМ
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Слайд 5Критический мыслитель
Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
гибкость (восприятие идей других);
настойчивость (достижение цели);
готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
осознание (отслеживание хода рассуждений);
поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Слайд 6Развивать мышление
Развивать умение думать
Слайд 7«Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.»
Слайд 8Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Трёхфазная структура урока:
Слайд 9Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений
Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой
теме
Активизация интеллектуальной деятельности
Постановка учеником собственных целей обучения
Стадия вызова
Слайд 10Стадия осмысления
активное получение новой информации;
осмысление новой
информации;
соотнесение новой информации с собственными знаниями;
отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Слайд 11Стадия рефлексии
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
выработка
собственного отношения к изучаемому материалу;
выявление еще непознанного;
анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Слайд 12Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает
различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 14Методические приёмы
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм»или «Корзина идей»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и
«тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нетка»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
Слайд 15II. Стадия осмысления
«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Круги по воде»
«Чтение с
остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Двухчастный дневник»
«Бортовой журнал»
«Ромашка Блума»
«Фишбоун» (рыбный скелет)
«Взаимоопрос»
Слайд 16III. Стадия рефлексии
«Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Слайд 21Приём «Чтение с остановками».
Примерные вопросы.
▪ По названию предположите, о чем будет
рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Слайд 24Приём «ФИШБОУН»
(рыбий скелет)
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 26ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты,
которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 27Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Слайд 28Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Ромашка Блума
Слайд 29Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т
ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 30 Таблица " толстых " и " тонких
" вопросов
Слайд 31Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый
член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 32Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные,
а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 34РАФТ
Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?
А
– аудитория. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чём будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Слайд 36СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 37Хокку (Хайку)
(3строчки и 17 слогов: 5+7+5)
Слайд 38Вот взошло солнце.
Вновь воздух сух и горяч.
Кругом лишь пески…
Ежи, корсаки
Вдруг попрятались
в норы.
Полуденный зной.
Слайд 40
МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
ЭДВАРДА ДЕ БОНО
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТКМ И
НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Слайд 41Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии
как удобный способ управлять мышлением
и
переключать его.
Один из инструментов развития
творческого мышления.
Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности
своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его
с поставленными задачами с целью
более эффективного использования
процесса мышления при решении проблем.
Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.
Слайд 42Достоинства метода
Наглядность, простота
освоения и применения.
Это простой и удобный
инструмент
, чтобы научиться
лучше:
работать с информацией;
использовать интуицию;
критически анализировать проблему;
генерировать творческие идеи;
организовывать свое мышление.
Слайд 44Белая шляпа.
Белый цвет наводит на мысль о бумаге.
В этом
режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения:
- только факты и цифры.
Слайд 45Красная шляпа.
Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа
связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями.
Здесь не нужно ничего
обосновывать.
Что я чувствую?
Что мне подсказывает моя
интуиция?
Слайд 46Черная шляпа.
Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность.
Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
На что надо обратить внимание?
Слайд 47
Желтая шляпа.
Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме.
Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества.
Каковы положительные стороны?
Слайд 48Зеленая шляпа.
Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа
- это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Какие творческие идеи имеются?
Каковы альтернативы?
Слайд 49Синяя Шляпа.
Это рефлексивное
мышление.
Слайд 50Приём «Зигзаг».
1 Рабочая
группа
1 Экспертная
группа
2 Экспертная
группа
3 Экспертная
группа
4 Экспертная
группа
Слайд 51Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса
к
процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности;
развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание;
социальной компетентности