Презентация, доклад по теме самообразования: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка как важнейший фактор формирования грамотного письма.

Н.С. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПИСАЛ: «ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО – НЕ ПРОСТО ДВИЖЕНИЕ ПИШУЩЕЙ РУКИ, А ОСОБАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧЕМ РАЗВИТЕЕ РЕБЁНОК, ЧЕМ БОГАЧЕ ЕГО СЛОВАРЬ И СИНТАКСИС, ЧЕМ ПРАВИЛЬНЕЕ ЕГО ПРОИЗНОШЕНИЕ, ТЕМ ЛЕГЧЕ ДАЁТСЯ ЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА». Выполнила:
Текст слайда:

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА».

Выполнила: учитель начальных классов
Чашина Т.М.


Слайд 2
Н.С. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПИСАЛ:   «ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО – НЕ ПРОСТО ДВИЖЕНИЕ ПИШУЩЕЙ РУКИ, А ОСОБАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Текст слайда:

Н.С. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПИСАЛ: «ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО – НЕ ПРОСТО ДВИЖЕНИЕ ПИШУЩЕЙ РУКИ, А ОСОБАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧЕМ РАЗВИТЕЕ РЕБЁНОК, ЧЕМ БОГАЧЕ ЕГО СЛОВАРЬ И СИНТАКСИС, ЧЕМ ПРАВИЛЬНЕЕ ЕГО ПРОИЗНОШЕНИЕ, ТЕМ ЛЕГЧЕ ДАЁТСЯ ЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ».


Слайд 3
Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма.     Формирование у школьников прочных орфографических навыков
Текст слайда:

Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык в письменной форме.




Слайд 4
Понятие “орфограмма”. Орфографическая зоркость.
Текст слайда:

Понятие “орфограмма”. Орфографическая зоркость.
Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма. 
М.Т. Баранов: “Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный”. Выбор буквы из имеющихся вариантов осуществляется на основе правил. Тем не менее, когда ученик ставится в ситуацию выбора букв, он понимает: чтобы выбрать букву правильно, надо знать правило правописания.
А это формирует у учащихся необходимое для грамотного письма умение – умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью.


Слайд 5
C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове. т.е. различать,
Текст слайда:


C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове. т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху
(кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании.


Слайд 6
Необходимо рассмотреть процессы восприятия орфограмм.
Текст слайда:


Необходимо рассмотреть процессы восприятия орфограмм.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.


Слайд 7
Умение быстро обнаружить орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Текст слайда:

Умение быстро обнаружить орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Как пишет М.Р. Львов, “Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма”.
Знать правило и свободно писать – вещи разные!
Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило.


Слайд 8
Дети допускают ошибки по разным причинам:  - незнание правил;-знание правил, но
Текст слайда:

Дети допускают ошибки по разным причинам:  
- незнание правил;
-знание правил, но неумение их применить;
-мало и плохо читают, допуская ошибки;
-плохо развита память;
- нет помощи со стороны родителей.
 Упражнения для выработки орфографической зоркости.
В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.


Слайд 9
ПРИЕМЫ ПО ВЫРАБОТКЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ 1.СКОРОСТНОЕ ПИСЬМО.     СЧИТАЮ, ЧТО ОДНИМ  ИЗ  ЭФФЕКТИВНЫХ  ПРИЕМОВ  
Текст слайда:

ПРИЕМЫ ПО ВЫРАБОТКЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ 1.СКОРОСТНОЕ ПИСЬМО. СЧИТАЮ, ЧТО ОДНИМ  ИЗ  ЭФФЕКТИВНЫХ  ПРИЕМОВ   ДЛЯ ВЫРАБОТКИ СКОРОСТНОГО ПИСЬМА ЯВЛЯЕТСЯ СПИСЫВАНИЕ НА ВРЕМЯ. МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ТАКОВА: 1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ХОРОМ С УЧИТЕЛЕМ (ОРФОЭПИЧЕСКОЕ). 2. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ХОРОМ. 3. ОБЪЯСНЕНИЕ ОРФОГРАММ (КОЛЛЕКТИВНО). 4. СЧИТАЮТ КОЛИЧЕСТВО ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. 5. ЧТЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ, ПО СЛОВУ. 6. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. 7. ПО КОМАНДЕ УЧИТЕЛЯ ЗАПИСЬ ТЕКСТА НА ВРЕМЯ (1-2 МИН.). 8. ПОДСЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ЗАПИСАННЫХ СЛОВ, ЗАПИСАТЬ НА ПОЛЯХ. 9. ПРОВЕРКА НАПИСАННОГО. 


Слайд 10
2. Письмо с пропуском орфограмм.       Для того, чтобы ученик выполнял не пассивную
Текст слайда:

2. Письмо с пропуском орфограмм.
Для того, чтобы ученик выполнял не пассивную роль на уроке при изучении новых слов, а активную, нужно прежде всего тренировать его орфографическую зоркость, т.е. умение находить в слове слабую позицию. Во многом этому помогает письмо с «дыркой» или «окошечком.


Слайд 11
3. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.  Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм
Текст слайда:


3. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом” тексте.
-развивает орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
- позволяет видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
4.Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.


Слайд 12
5.Письмо с простукиванием.Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.6. Использование словарей.7.
Текст слайда:

5.Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.
6. Использование словарей.
7. Загадки.
Дети загадывают загадки: стоит в начальной форме, неодушевленное, нарицательное, мужского рода, единственного числа, нулевое окончание. (Город, горох…)
8.Прочитайте и найдите ошибки. Спишите правильно, исправляя и отмечая орфограммы. В конце отрывка поставьте нужный знак.
Вариант 1. Следом за нами по дорошке бежал барсик. Он ужасно торопился. Какой он смишной.
Вариант 2. Мы папели чаю и пошли гулять с джеком. Как он радостно носился в высокой трове.



Слайд 13
9.Рифмовки по важнейшим орфограммам.1.«Двойные согласные»Анна, Инна, Эмма, Нонна,
Текст слайда:

9.Рифмовки по важнейшим орфограммам.
1.«Двойные согласные»
Анна, Инна, Эмма, Нонна,
Миллиметр, программа, тонна,
Пассажир, баллон, рассказ,
Аккуратный, русский, класс-
Все слова даны не зря,
их запомните, друзья!
«Правописание – ЧН- и –ЧК- «
Точный, срочный, личный, вечный,
скучный, шуточный, сердечный,
и ручной, и речной, и обычный, и ночной-
никогда в таких словах
НЕ пишите мягкий знак!
10.Рифмовки с элементами какографии.( КАКОГРАФИЯ — (греч., от kakos дурной, и grapho пишу). Умышленно ошибочное правописание, как дидактический прием). 
Здесь ошибки отыщите, Что не знает наш Незнайка,
В чём причина их, скажите: Ну-ка, быстро угадай-ка:
«лыжи мы купили, «Жыл у Пульки песик булка-
по лыжне хадили, знаю это точно я.
да не накотались, А Авоська и Небоська-
лыжи вдрук сламались!» закадычьные друзя!»


Слайд 14
11. Игры1. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему
Текст слайда:

11. Игры
1. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставил такие буквы.
2. Игра «Подбери букву»: Красивы русские л…А! Л…А пошла по пушистому снегу.
3. «Угадай». (Учитель называет ряд опознавательных признаков слова: лексические, грамматические; дети распознают слово и записывают его.
Всё обдумай, не спеши,
А потом уже пиши:
ча(чя)йка, ёжи(жы)ки, чижи(жы),
дачя(ча), щю(щу)ка, камыши(шы).
5.. Знаешь ты наверняка,
где ЧН, а где ЧК:
ре..а, но..а, стро..а, то..а,
ко..а, коро..а,и по..а,
сро..ый, гре..евый, му..ой.
6.Осень, , деньки, мальчик, окунь, окуньки, колья, стулья и скамья, крылья, братья и семья.
Расскажи, зачем и как
служит в речи мягкий знак.
7.Игра «Третий лишний».
Москва, ворона, Россия.


Слайд 15
12. Выборочный диктант.Учитель читает слова, а ученики выписывают, только те, которые соответствуют заданию-Выпишите
Текст слайда:

12. Выборочный диктант.
Учитель читает слова, а ученики выписывают, только те, которые соответствуют заданию
-Выпишите имена существительные.
Учитель, капуста, ученик, собака, Россия.
13..Комбинированный диктант.
- подчеркни, существительные;
- подчеркни глаголы;
- подчеркни имена собственные.
14.Буквенный диктант.
Запиши первую букву каждого слова, составь слово.
15. Слоговые диктанты.
Запиши только 1-ый слог.
Запиши 2-0й слог.
Запиши ударный слог.
16. Графические диктанты.
Зашифруйте буквы, обозначающие безударные гласные, с помощью фигур: круг – буква «о», квадрат – буква «а».
Тарелка, ладонь, морковь, лопата.


Слайд 16
17. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. СЧИТАЮ ВЕСЬМА ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ, ЦЕЛЬ КОТОРОГО – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Текст слайда:

17. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. СЧИТАЮ ВЕСЬМА ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ, ЦЕЛЬ КОТОРОГО – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК. 18. ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ  ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ОБЕСПЕЧИВАЕТ БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ НАПИСАННОГО, АККУРАТНОСТЬ, КРАСИВОЕ ПИСЬМО, ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОШИБОК. ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ОБЪЕДИНЯЕТ ВЕСЬ КЛАСС, ПОСТЕПЕННО ВСЕ РЕБЯТА НАЧИНАЮТ РАБОТАТЬ В ХОРОШЕМ ТЕМПЕ. ВНАЧАЛЕ ПРОГОВАРИВАТЬ МОЖЕТ УЧИТЕЛЬ, ЗАТЕМ СИЛЬНЫЕ УЧЕНИКИ, ПОТОМ В РАБОТУ ВКЛЮЧАЮТСЯ И СРЕДНИЕ, И СЛАБЫЕ УЧАЩИЕСЯ. ПРОГОВАРИВАНИЕ – СВОЕГО РОДА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК. И ЕСЛИ УЧЕНИК ВДРУГ ПРОГОВОРИЛ СЛОВО С ОШИБКОЙ, ТО КЛАСС И УЧИТЕЛЬ ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТЯТ БЕДУ, Т.Е. НЕ ДАДУТ ЗАФИКСИРОВАТЬ ЭТУ ОШИБКУ НА ПИСЬМЕ. 19.РАБОТА НАД ОШИБКАМИ  ТАКЖЕ ПРОВОДИТСЯ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СМОТРЯТ В ТЕКСТ, НАЗЫВАЮТ ОРФОГРАММУ – А ОСТАЛЬНЫЕ УЧАЩИЕСЯ ПОДБИРАЮТ СЛОВА ИЗ ТЕКСТА С ДАННОЙ ОРФОГРАММОЙ. , КОТОРЫЕ ВСТРЕТИЛИСЬ В ТЕКСТЕ.  


Слайд 17
Заключение.Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место
Текст слайда:


Заключение.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относится к урокам русского языка с большим интересом.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть