Слайд 1Проблемы неуспеваемости младших школьников, причины и способы решения.
Лабецкая М. П.
учитель
начальных классов
МКОУ «СОШ п.Терней» 2017 год.
Слайд 2В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а
несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.
Классификация причин:
- особенности организма школьника;
- особенности личности школьника;
- бытовые условия;
- гигиенические условия в школе;
- особенности воспитания в семье;
- особенности обучения и воспитания в школе.
Слайд 3К причинам внутреннего плана относятся дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный
объем знаний, умений и навыков.
К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические:
а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
б) организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база);
в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.
Слайд 4Условия внутреннего и внешнего плана не однородны - они представлены определенными
группами явлений: особенности организма и особенности личности школьника, которые в свою очередь составляют две взаимосвязанные группы явлений внутреннего плана в первом кругу условий внешнего плана, т.е. наиболее непосредственно-воздействующих на особенности самого ученика выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности ученика (в семье и в школе), особенности учебно-воспитательного процесса в школе, особенности воспитания в семье. Следующий за данным круг определяет те обстоятельства, следствием которых являются причины предыдущего круга.
Слайд 5Здесь можно указать такие группы: причины недостатков бытового и гигиенического плана;
условия, вызывающие недостатки учебно-воспитательного процесса в школе; условия, вызывающие недостатки воспитания в семье. Последующий круг должен раскрывать причины этих причин и т.д., идя ко все более общим социальным условиям жизни и развития детей.
Рассматриваются ряд причин - психологические, социальные, физиологические, педагогические. Мы рассмотрим подробно две причины неуспеваемости школьников, так как большинство психологов считают, что именно эти причины являются основными и наиболее распространенными.
Слайд 6Физиологические причины
В детской патопсихологии и детской психиатрии хорошо изучены причины школьной
неуспеваемости. К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в массовых школах относятся: истинная умственная отсталость; парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления); педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной нервной системы.
Слайд 7Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением
(гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм).
Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность ("гиперактивность"), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.
Слайд 8Наблюдения в начальных классах массовой школы показали, как проявляются типичные последствия
органического поражения на протяжении урока в поведении неуспевающих детей. Двигательно расторможенные дети всегда находятся в состоянии неупорядоченной активности - вертятся, постоянно поворачиваются к соседям, с грохотом роняют на пол учебники, карандаши, линейки, тетради. Могут импульсивно вскочить и броситься за ними в другой конец класса, с шумом пролезая между партами. Такие дети выкрикивают ответ учителю, в то время когда он спрашивает другого ученика, громким голосом пытаются подсказать то, чего сами не знают, разговаривают со своим товарищем, сидящим в другом конце аудитории. Медлительность, трудности включения приводят к тому, что такой школьник не сразу начинает работать на уроке, вытаскивает портфель только после многократного напоминания, но вместо учебника достает конфету, разворачивает, шуршит оберткой, делится ей с соседом, пропуская в это время объяснения педагога.
Слайд 9Нарушение процесса запоминания, кратковременные выпадения отдельных слов (динамические амнезии, сосудистые склеротические
изменения) проявляются в том, что ученик то помнит, то забывает правило, решение задачи, хотя иногда может выкрикнуть со своего места правильный ответ. Подобная неустойчивость результатов иногда приводит педагога к обманчивому впечатлению, что ребенок знает материал, но, уже подходя к доске, такой школьник все забывает и стоит с растерянным видом. Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не тренируют собственную память, не могут длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге - у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает стойкая школьная неуспеваемость.
Слайд 10У таких детей на начальном этапе обучения отмечаются колебания настроения от
капризности, неустойчивости, беспорядочной активности к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное сочетание этих противоположно направленных процессов (возбуждения и торможения) в клинике обозначается как церебральная астения или "раздражительная слабость". На школьных занятиях такие дети очень быстро, чаще всего неожиданно для окружающих, переходят от двигательной гиперактивности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим. Не выносливость к длительной умственной нагрузке, быстрое утомление во время занятий приводят ближе к окончанию урока к нарастанию раздражительности, капризности, отказа от выполнения классных упражнений.
Слайд 11Обратной стороной "раздражительной слабости" является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой
школьник не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как "лень, безделье, нерадивость". Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослаблением самоконтроля в школе постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, плюется жеваной бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко, массивно.
Слайд 12Социальные причины (Недостатки семейного воспитания)
Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В
литературе, посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или её распад, грубость отношений, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное - положительное отношение родителей к образованию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей - немаловажный момент.
Слайд 13Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но
следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество - много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве.
Слайд 14Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их
дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их.
Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.
Слайд 15
Психологические причины неуспеваемости младших школьников
Слайд 16Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников.
Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия, нашего "авось само пройдёт". Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза.
Слайд 17Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в
большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.
Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо прежде всего выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.
Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:
Недостатки познавательной деятельности учащихся.
Недостатки развития мотивационной сферы детей.
Неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Слайд 18Анализируя причины первой группы, мы рассматривали те случаи, когда школьник плохо
понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Можно сказать, что такие дети не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть - даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими способами, но не все они будут правильными и эффективными. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил.
Слайд 19Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный
избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам. Если не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников. Психолог З. И. Калмыкова разработала специальное понятие "обучаемость", как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на успешность обучения.
Слайд 20Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьников. Именно
недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника. Психолог Н. Н. Мурачковский проводил опыты с целью исследования памяти и внимания неуспевающих детей. Он установил, что слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми одного и того же класса. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приёмов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Точно также при выполнении специальных заданий на внимание неуспевающие ученики дают результаты не хуже тех, которые получают их товарищи по классу.
Слайд 21Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу
особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох. Итак, не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей. Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной деятельности. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приёмы и способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Неумение и нежелание активно мыслить - отличительная особенность таких ребят. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребёнок не прошёл в течение жизни до школы определённый путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.
Слайд 22Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять
на успеваемость учащихся - это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально психологических особенностей. Среди основных свойств нервной системы учёные выделяют силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение человека особенности. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям. Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал).
Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная, контрольная работа.
Слайд 23Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на
них немедленного ответа.
Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.
Работа в шумной, неспокойной обстановке.
Работа после резкого замечания, сделанного учителем.
Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.
Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.
Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих.
Слайд 24Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать
ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлый моральный ущерб личности ребёнка. Однако в благоприятных педагогических условиях она может быть своевременно компенсирована за счёт развития других положительных сторон личности ученика и, прежде всего, за счёт его старательности и высокой работоспособности. Глубоко был прав В. А. Сухомлинский, который, опираясь на опыт работы с отстающими детьми, считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При разработке путей преодоления неуспеваемости, важное значение имеет изучение тех изменений, какие происходят в личности ученика под влиянием педагогических воздействий. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.
Слайд 25
Классификация групп
неуспевающих детей
Слайд 26Неуспевающий ученик - это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень
знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет - это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.
Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребёнку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в развитии, с такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают чёрствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены на какой-то момент предоставить результаты своей работы. Требования жёсткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью - значит плохой, не умеешь решать задачи - отстающий, не можешь запомнить стихотворение - неуспевающий.
Слайд 27Всё своё внимание школа обращает на отстающих.
Рассмотрим некоторые категории детей,
которых относим к неуспевающим:
1. Дети с ЗП - это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.
Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.
Слайд 282. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).
У
них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.
Слайд 293. Функционально не созревшие дети.
Они прилежно и добросовестно учатся, у них
есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один-два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.
Слайд 304. Ослабленные дети.
Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих
в первый класс, практически здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30-35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8-10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.
Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).
Слайд 31Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым
дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а также духовных и профессиональных умений и навыков.
Слайд 325. Системно-отстающие дети.
Чрезмерные эмоциональные; умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением,
могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у них уже имели место различные нарушения и задержки в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.
Слайд 33Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом
трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.
Слайд 346. Нестандартные дети.
Среди них все те, кто "выпадает" по различным причинам
из "средней школы": высокоодарённые, талантливые, вундеркинды и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.
Есть ещё одна группа детей; это так называемые "медленные" дети - тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.
Слайд 35К нестандартным, исключительным, относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся
дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения - скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.
Слайд 367. Депривированные семьёй и школой дети.
Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных
микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными.
Слайд 37Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности,
они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.
Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.
Слайд 38На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными
формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, "середнячки" и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.
Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам, - им просто нравится учиться.
Слайд 39Существуют и ученики, для которых высокая оценка - способ выделится, показать
своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют "отличники поневоле" - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.
Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.
Слайд 40Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой - учиться на "4"
и "5". На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и "прозреть"; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.
Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников - успевающие, "середняки" и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.
Слайд 41
Рекомендации по коррекции неуспеваемости младших школьников
Слайд 42Многие учителя для индивидуальной работы с отстающими используют на уроках карточки
со специальными заданиями, которые они сами заранее подготавливают. Однако употребление таких карточек, как правило, не носит систематического, целенаправленного характера, а преследует цель лишь облегчить ребенку выполнение задание с тем, чтобы поставить ему «хотя бы троечку». Согласно ответам учителей на вопрос: «Каково содержание дополнительной работы с отстающими учениками?», у большинства оно не отличается разнообразием. Это - повторное объяснение неусвоенного материала, дополнительные задания, диктанты, постоянное возвращение к пройденному материалу. При этом все без исключения учителя применяют по отношению к неуспевающим детям те же методические приемы, которые рассчитаны на успевающих.
Слайд 43Дополнительные занятия с отстающими после уроков или за счет других предметов
приносят мало пользы. Отстающие ученики, как правило, устают в большей степени, чем успевающие, и лишать их такой разрядки, как физкультура, нецелесообразно, а после уроков они и вовсе «плохо соображают». Кроме того, факт оставления после уроков травмирует детей, особенно в первом классе. Некоторые даже «плачут и порываются уйти домой вместе с другими детьми».
Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом:
1. Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий.
2. Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости.
3. Попытки преодоления неуспеваемости «внешним» путем (обвинение ученика в лености, применение наказаний, жалобы родителям и др.).
4. Сознательное завышение оценок неуспевающим и «перетягивание» их из класса в класс.
Слайд 44Даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности
воспитания ребенка.
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего, в труде.
Важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего, фактор нравственный.
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами.
Слайд 45Современный этап развития образования характеризуется необходимостью смены приоритетов в целеполагании: на
первый план необходимо поставить цели развития и воспитания личности ребенка (на основе формирования учебной деятельности, как указано в общих положениях временного государственного образовательного стандарта).
Для успешного преодоления причин неуспеваемости рекомендуется:
1. Изменить характер отношения учащихся к учению, характер их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.
Поэтому организация учебного процесса должна быть такая, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы, и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.
Слайд 462. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого
воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену.
Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определенном характере общей коллективной деятельности учащихся.
3. Для того, чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
Слайд 474. Важнейшим фактором эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности
ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса.
5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть учебными умениями и навыками. Поэтому овладение учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.
Слайд 486. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их
личной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того, чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области.
Слайд 50Наша педагогика, направленная на ликвидацию незнания, неумения, недоразвития, похожа на лечение
без обезболивания: пока рана не затянулась, её посыпают солью нелестных оценок, искалывают замечаниями и неодобрениями. И коль скоро учить детей безупречно, так, чтобы все были отличниками, мы ещё не умеем, нам необходима психотерапия неуспеваемости, нацеленная на эмоциональное преодоление травматической ситуации, на то, чтобы уменьшить болезненность неудач, на изменение отношения ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям.
В школе, а тем более дома можно обходиться без отметок. Но без оценок нельзя учить детей. Похвала им необходима - это самоочевидно. Равно необходимы и указания на ошибки, недочеты, неточности. Но одинаково вредны и безудержность, и объективность критики.
Как же дозировать оценку?
Слайд 51Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не
стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, дома от родителей он ждет спокойной помощи. А как часто получает новые и уже несправедливые огорчения и попреки!
Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. «Опять грязь в тетради! Вещи раскиданы! И портфель не сложил! И …» Успокойтесь. Знайте меру. Еще немного и ваш ребенок просто «отключиться», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. И педагогическая ситуация окажется неуправляемой. Постарайтесь по возможности выбрать из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное либо будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным, недостойным замечания.
Слайд 52Правило третье: за семью зайцами погонишься…
Возникает вопрос: «Как выбрать самое главное?»
Ведь многие недостатки ребенка – звенья одной цепи. А иногда – просто непонятно с чего начать: в тетрадях – сплошные ошибки, в знаниях – пробелы, в голове – ветер… А вы посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы, скорее всего, встретите понимание и единодушие. Но если вы, выбрав стратегию борьбы с орфографическими ошибками, занялись со своим «грамотеем» диктовками, не корите его пока за ошибки в списывании и в изложении. Если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности пересказа.
Слайд 53Правило четвертое: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Оценка должна иметь
точный адрес. Кому адресована «пятерка» - умнице Насте или идеальной записи в её тетради? А «двойка» кому адресована – рассеянной Юле или шести пропущенным буквам? Учитель оценивает работу по школьным нормам: в соответствии с количеством ошибок и помарок. А ребенок читает отметку по-своему: «Я – хороший» или «Я – плохой», «Меня похвалили», «Меня не любят». И здесь начало отчуждения. Очень хорошо, если ваша критика не оскорбляет, если вы избегаете замечаний типа: «Надо же быть таким растяпой!» и говорите только о том, что из первой строчки куда-то исчезли три буквы. Тем самым вы избежите самооправдания ребенка: «А я рассеянный», которым он очень скоро начнет прикрывать свою безграмотность.
Слайд 54Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его
личность (и сегодняшнюю работу). В ваших силах помочь ребенку отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности ребенка надо похвалу: «Молодец, ты уже научился решать задачи в два действия!», положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть, возможно, более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма «отрицательных» оценок стимулирует исправлние ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к занятиям, на его вере в успех.
Слайд 55Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными
вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания (как это делает учитель, выставляя отметку) и не с успехами соседского Толика. «Пятерки» и «двойки» сравнивают всех. И хотя любой педагогический трактат рекомендует оценивать каждого ребенка по его собственным достижениям, но школьная система отметок не способствует этому: «Иванов, ты сегодня гораздо лучше написал диктант, уже не 16 ошибок, как в прошлый раз, а 8. Но тройку пока поставить не могу, не имею права» - едва ли Сашу порадуют и стимулируют такие «похвалы» учителя: ничего себе «лучше», если в оценке не видна разница между плохой и вдвое более грамотной работой. Но учитель в этой ситуации – невольник далеко не идеальной школьной системы, а вот мама может помочь своему Саше, который две недели честно писал дополнительные диктовки, испечь пирог и без всякой иронии отпраздновать малую, но зримую победу над безграмотностью.
Слайд 56И «двойку» сегодня не вспоминать. Ведь даже самый малый успех ребенка
– это реальный успех, победа над самим собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. А ваша положительная, но не обязательно высокая оценка – это своеобразная точка опоры, без которой немыслимо перевернуть мир неуспеваемости. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Помните, что достоинство у ребенка есть сейчас (а не возникнет в результате систематических занятий и работы над собой), и это должно быть сегодня отражено в вашей оценке.
Слайд 57Седьмое правило технически оценочной безопасности посвящено искусству выделить в море
ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи такого типа, и грамотность записи. И внешний вид работы. Не так уж трудно оценивать все по отдельности. Например, «Порядок действий при решении задачи ты знаешь хорошо. Молодец. Это самое главное для решения задач. Считать ты тоже научился неплохо. Складываешь без ошибок, а вот вычитание проверь еще раз. А записывать ответ задачи словом надо ещё поучиться. Безударные гласные в тетради по математике проверяются так же, как и в тетради по русскому языку». Здесь идет речь о работе на «тройку», но если вы оценку работы начнете с этой отметки, у ребенка едва ли появится стимул продолжить работу и учесть ваши замечания.
Слайд 58При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни
ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «еще не знаю, но могу и хочу узнать». Но как достичь этого «хочу»?
Об этом говорит восьмое правило психотерапии неуспеваемости: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Типичная ошибка мамы шалуна: «Витюша, ты мне обещаешь в школе не драться и не бегать?» Не искушайте ребенка невыполнимыми целями. Не толкайте его на путь заведомого вранья. Для начала возьмите с него слово, что он не подерется прямо сейчас, когда придет в школу. До первого урока. Если он сделал в диктанте 10 ошибок, не берите с него обещания постараться и следующий диктант написать без ошибок. Договоритесь, что ошибок будет не более 8, и радуйтесь вместе с ним, если это будет достигнуто.
Слайд 59Для наглядного сравнения вчерашних и сегодняшних успехов очень удобны различные
графики, например, график ошибок, где красная линия показывает число пропущенных букв (внимание), а синяя – число орфографических ошибок. И в день, когда линии графика начнут опускаться, можно устроить небольшое семейное торжество в честь малой победы над неграмотностью.
Девятое правило: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения.
Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает из них.
Слайд 60
Самооценка ребенка, воспитанного на описанных принципах безболезненного оценивания, сделает его относительно
защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы, поможет относится к отметкам спокойнее (но не безразличнее) и содержательнее. Если ребенок сам может различать в учительской «тройке» - «четыре» за грамотность и «единицу» за почерк; если его научили радоваться тому, что сегодня он решил на один пример больше, чем вчера (хотя снова получил «три»); если он умеет сам отличить доброе отношение учителя к нему лично («Ты мой самый незаменимый помощник в классе») от её же рукой поставленных неважных отметок; если он сам все это может, то он почти гарантирован от стыда и боли человека, не успевающего за своими друзьями.
Слайд 61Приучение к самооценке начните с её дифференциации. Для ребенка совершенно естественно
отдельно оценивать каждое свое усилие, а их было много: он заставил себя сесть за уроки вовремя, вспоминал, выводил буквы, не думал о футболе… Но как оценить грамотность, если мама помогла найти 6 ошибок – «это очень много или не очень?». Мама предлагает чистую арифметику: в тексте 21 безударная гласная (их совместный поиск - дополнительная орфографическая тренировка), ты ошибся в шести, а 15 написал правильно. «Значит я не самый безграмотный. Я уже что-то могу?!» Ради этого «я могу» стоит постараться отказаться от стереотипного отношения к школьной отметке, освоить общедоступные правила психотерапии и профилактики неуспеваемости, приемы действенной врачующей любви к ребенку, но любви именно к этому, сегодняшнему ребенку, а не к тому, каким вы мечтаете его видеть. Он таким может стать, но еще не завтра. А ваша помощь ему нужна сейчас.
Слайд 62СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Известно, что отставание в учении, плохие оценки очень часто остро
переживаются детьми. И поэтому совершенно недопустимо, когда родители в наказание за плохую неуспеваемость лишают детей прогулки, отдыха, активно выражают свое недовольство, а тем более «учат» ремнем. Ведь все это травмирует ребенка еще больше. Ребенок может озлобиться, замкнуться в себе. А этого не должно произойти. Родители должны помочь преодолеть своим детям «временную болезнь», кроме того, они должны уделять как можно больше внимания детям, потому что как никогда им необходимо понимание и поддержка со стороны родителей. Чтобы восполнить отсутствующие знания у детей и повысить уровень усваиваемости материала можно посоветовать родителям больше заниматься со своими детьми дома, так, чтобы это было интересно для детей, чтобы не отбивать, заставляя, а прививать желание учиться. Желательно проводить дополнительные занятия в игровой форме. В игре ребенок будет быстрее учиться. И при этом не забывать поощрять ребенка даже за незначительные успехи.
Слайд 631. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников/А. Л. Венгер,
А. Г. Цукерман. - М.: Издательство « ВЛАДОС - ПРЕСС», 2004. - 534 с.
2. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. Статей. По. Ред. Ю. К. Бабанского. Ростов - на - Дону, 1972. -523 с.
3. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С. 326.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - С. 165.
5. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся /М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 432 с
6. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338 с.
7. Лейтис Н.С. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
8. Лешли К., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником.-СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 200 с