Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 13»
Эффективные средства организации педагогического
процесса, используемые возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в классе-комплекте
Подготовила: Еремина Т.И.
учитель начальных классов
МОУ ООШ №13
2015 год
Слайд 2Наполняемость классов-комплектов
Слайд 3Специфические трудности
низкая информационная насыщенность школ на селе;
отсутствие специальной
литературы;
недостаточность научно - методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;
низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров.
Слайд 4Преимущества малокомплектной школы
индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их
темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
личностно - ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг друга;
практическую направленность учебной деятельности учащихся ( экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.)
Слайд 5Встреча с интересными людьми
Слайд 6Вариант 1. В комплект объединены 1 и 2 классы.
Положительно в данном варианте:
близость возраста;
первый класс является пропедевтическим;
удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: 1 кл. - показ образца действия, а 2 кл. - повторение и упражнение в правильном действии;
объем произвольного внимания: 1 кл. - в пределах 5 минут, 2 кл. - 8 минут работы.
Недостатком такого объединения является:
неумение первоклассников и второклассников работать самостоятельно (слабо сформированы данный навык и навык по технике чтения);
далеко не все дети (даже 2 класса) могут удержать в памяти и решать поставленную задачу учителем.
Слайд 7Вариант 2. В комплект объединены 1 и 3 классы.
Положительно:
ученики 3 класса умеют работать самостоятельно;
время произвольного внимания у учащихся 3 класса - 10-12 минут;
третьеклассники могут помогать учителю в качестве консультантов при использовании технологии коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.
Недостатком такого объединения является неоправданное увеличение объема и времени на самостоятельную работу третьеклассников со стороны учителя.
Слайд 8При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:
численность учеников в каждом
классе;
сложность программы;
степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;
опыт и квалификацию педагога;
площади классной комнаты.
Слайд 9Под руководством учителя осуществляются:
некоторые подготовительные упражнения;
объяснение нового материала на основе предшествующей
самостоятельной работы;
объяснения, рассказы, инструктажи;
первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала;
контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
показ рациональных приемов применения знаний;
тематическое обобщение материала.
Слайд 10Главное достоинство однопредметных уроков
учителю легче планировать урок и переключать внимание
учеников с одного вида занятий на другой.
уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся.
учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности.
Слайд 17Вывод:
Факторы,влияющие на качество обучения в малокомплектной начальной школе :
-правильное комплектование объединенных
классов,
-умелое составление расписания,
планирование урока,
характер учебного оборудования, его рациональное применение