Слайд 1Семенова Ольга Ионовна учитель начальных
классов филиал д.Ерепкино МБОУ «Якушкинская общеобразовательная средняя школа Нурлатского района Республики Татарстан»
Мастер класс по теме: «Изготовление мандала» по проекту «Одаренные дети»
Слайд 2Цели:
1.Научить плетению мандала.
2.Расширить знания о происхождении мандала.
Задачи:
1. Изучить литературу о плетении
Мандал;
2. Изучить исторические сведения, что такое Мандала и какие они бывают.
4. Подобрать материалы, инструменты и приспособления;
5. Выявить межпредметные связи;
Слайд 3Введение
Творческий проект на тему «Плетение Мандала «Символ солнца»,
т.к. плетение очень необычное, интересное и увлекательное занятие, тренирующее усидчивость, терпение, а также прививающее эстетический вкус и развивающее дизайнерские способности. В результате кропотливого труда из ниток всех цветов радуги, получается настоящее произведение искусства.
Плетение нитями можно сравнить с живописью.
Вещи, сделанные своими руками, преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни, для гостиной и для спальни. Такие работы уникальны и других таких нет во всем мире. Поэтому, красивая и яркая Мандала, сделанная своими руками, будет ярким пятном, поднимающим настроение и будет оберегом
Слайд 4Родина Индейских Мандал Центральная и Южная Америка. Их плели индейцы племени
Уичоль. Другие названия Индейской Мандалы – Ojo de Dio – “Божий Глаз”, а на языке уичоль использовалось слово Sikuli – “Власть видеть сокрытое” . Мандалы - это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один мастер, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально "прочитать" суть мандалы по цветам и орнаменту. Индейские мандалы - это не только красивые украшения для интерьеров, но и настоящие обереги, приносящие удачу и гармонию в дом. А использование мандал как практического инструмента для самопомощи в трудных ситуаций дает поистине удивительный эффект.
Слайд 5 Сложим две палочки вместе и крепко свяжем их посередине двойным
узлом. Оставляем небольшой хвостик, который в процессе работы уйдет под оплётку.
Слайд 6Развернем палочки так, чтобы они образовали прямой крест. Будьте внимательны и
следите, чтобы угол между палочками оставался 90 градусов в процессе плетения. Закрепим палочки, крепко обмотав их по 6-7 раз наискосок, сначала по одной диагонали, потом по второй. Проверьте, что крест прочный, а палочки не шатаются.
Слайд 7А теперь начинаем оплетать ниткой по кругу каждую палочку. Накидывая нитку
сверху, делаем полный оборот вокруг палочки, и когда нитка снова окажется сверху, перекидываем ее на следующую палочку. Не забывайте о равномерном натяжении. Плетите, пока не увидите, что получается квадрат. Сделайте его такого размера, какого захотите
Слайд 8Когда решите, что размер квадрата достаточный, обрежьте нитку с небольшим запасом
и обвяжите ее вокруг той палочки, с которой начинали плетение квадрата обычным одиночным узлом. Затем привязываем к этой же или другой палочке нитку другого цвета, оставляя небольшой хвостик. И новым цветом начинаем опять двигаться по кругу. Пускайте под оплетку все хвостики, которые будут оставаться у вас в процессе плетения. Таким же образом сплетите центральный квадрат на двух других палочках.
Слайд 9Наложите заготовки друг на друга так, чтобы получилась восьмилучевая «звезда». Привяжите
нитку (можно использовать тот же цвет, а можно сменить) и сплетите следующую часть узора. Лучше, если вы будете обматывать каждую палочку. Это позволит зафиксировать «звезду» и облегчит дальнейшую работу.
Слайд 10Продолжайте работу, по необходимости меняя цвета ниток. Если оплетать каждую из
восьми осей, получается восьмилучевая звезда. Если плести через одну ось – квадрат.
Слайд 11Следите, чтобы натяжение нитей было равномерным, а оси находились в правильном
положении и не смещались, иначе мандала получится не очень ровной.
Слайд 13Финальный этап работы – «полоски» по краям мандалы. При плетении основного
узора оставьте примерно четвертую часть палочек для этих полосок. Делаются они просто: новую нить обматываете однократно вокруг каждой палочки, следя, чтобы нити ложились ровно и не переплетались.
Слайд 14Завершающий аккорд – обмотка «лучиков» нитками и изготовление петельки, чтобы повесить
мандала.
Слайд 15Источники:
Интернет ресурсы:
1. http://www.liveinternet.ru/users/5087004/post306976310/
2. . http://stri-ga.ru/o-mandale.htm
3. http://stranamasterov.ru/node/560450
4. http://alldayplus.ru/design_art_photo/culture/1738-tibetskie-mandaly-
peschanye-kartiny-buddiyskih-monahov.html
5.
http://vk.com/topic-30241008_25418112