Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Плесецкая средняя
школа»
Тема:
Каргопольская глиняная
игрушка
Составила учитель начальных классов
МБОУ «Плесецкая школа»
Валявкина Елена Владимировна
Плесецк 2015 г.
Слайд 2 В Архангельской области расположен старинный русский город
Каргополь. Он стал одним из заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Производство глиняных игрушек живо до сих пор.
Слайд 3Возникновение промысла
Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13
века. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок.
Слайд 4Дружинин Иван Васильевич (1887-1949)
- один из самых талантливых мастеров. Игрушки
И.В. Дружинина известны сейчас как "классические" каргопольские. Каргопольская игрушка была блеклой, неяркой: покупными красками мастер не располагал. Мел, печная сажа, цветная глина — вот и все краски.
Слайд 5Бабкина Ульяна Ивановна
Из Гринева и известная мастерица-игрушечница Ульяна Ивановна Бабкина. Ульяна
Ивановна начала делать игрушки с 15 лет и занималась этим всю жизнь (1888-1977), не дав прерваться традиции изготовления игрушек. Именно она сохранила образ Коня-Полкана, или Полихана - бородатого кентавра, который является одним их самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.
Слайд 6Династия Шевелёвых
Большой вклад в развитие промысла внесла династия Шевелевых. Род Шевелевых
происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя. Гончары и игрушечники в пяти поколениях, подобно многим крестьянам на Русском Севере, оказываются в городе, сами становятся известными мастерами и воспитывают детей и внуков - художников.
Слайд 7«Беломорские узоры»
Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия
«Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек. Александр Петрович Шевелев (1910 - 1980 г.г.) был основателем цеха по производству игрушки каргопольского филиала "Беломорских узоров
Слайд 8Дом-музей Шевелёвых
В 2003 году в Каргополе был открыт Дом-музей семьи Шевелевых и
каргопольской глиняной игрушки. В музее, на кухне с традиционной русской печью, проходят мастер-классы по изготовлению игрушки.
Слайд 9Сейчас в Каргополе работает центр народных ремесел "Берегиня", где можно посмотреть
на игрушки, приобрести их, и даже попробовать слепить их самостоятельно под руководством молодых мастеров этого древнего ремесла.
Слайд 10Подготовки и изготовление каргопольской игрушки включает три этапа.
Первый этап –подготовка
глины. Берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.
Слайд 11Второй этап – лепка фигурки.
Руки мастера были и есть главным
инструментом. И служат они мерилом для размера фигурки – все игрушки лепятся величиной с ладонь. При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.
Как фигурка готова, ее сушат, а затем обжигают в печи.
Слайд 12Заключительный этап - разукрашивание игрушки.
Формы предельно упрощены. Окраска у большинства
фигурок строгая - белая, черная, да редкие мазки киновари по выбеленной поверхности является особенностью каргопольской игрушки.
Слайд 13Роспись
Роспись каргопольской игрушки сохраняет прочную связь с древними мотивами.
Обожженную игрушку расписывали
нехитрым узором - это полоски, волнистые линии, точки, кресты.
Слайд 14Практическая часть
Первый этап.
Прежде чем начать изготовление игрушки из глины, делаем эскиз
на альбомном листе. Для изготовления игрушки из глины понадобится 2-3 эскиза.
Второй этап.
Разукрашивание рисунка гуашью. Не случайно выбираем для росписи краску – гуашь, так как она хорошо ложится на глиняную гладкую поверхность. Выбираем также яркие цвета для игрушки: красный, синий, оранжевый и коричневый.
Третий этап.
В тазике руками размешиваем глину до пластичного состояния, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто.
Четвертый этап.
Лепим по эскизу фигурку из глины.
Пятый этап.
Слепленная фигурка должна высохнуть за 2 – 3 дня. Грунтовку выполняем гуашевыми белилами. Грунтовку наносим кистью. Когда игрушка высохнет, она станет совсем белой.
Шестой этап.
Накладываем роспись на глиняную игрушку. Для этой росписи используем контрастные сочетания ярких цветов гуаши.