Слайд 1
Сенсорное развитие детей с ОВЗ
Воспитатель: Тяркина А.Н.
Слайд 2
В настоящее время, многие специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, не
придают особого значения развитию сенсомоторной сферы и она оказывается, охвачена либо частично, либо поверхностно, что неблагополучно отражается в дальнейшем на их общем развитии и обучении.
Слайд 3 Сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных
этапах жизни самостоятельно.
Слайд 4 У детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики,
нарушения движения и речи, препятствуют
формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды.
Слайд 5
У детей с ОВЗ неполноценно развиты чувство восприятия и ощущения, вследствие
этого:
Затруднено формирование представлений о времени;
Заторможено развитие психических процессов, в частности, мышления;
Слайд 6 Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает
при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
Слайд 7
Виды восприятия ( в соответствии с ведущим анализатором):
Слайд 8
В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,
— сенсорными эталонами:
Цвета;
Формы:
Величины;
Вкуса;
Обоняния;
Времени;
Пространственных представлений;
Осязания;
Слайд 9 Основные требования отбора и проведения сенсорных игр и игровых упражнений:
Доступность;
Связь с жизненным опытом и интересами ребенка;
Эмоциональность;
Вариативность;
Динамичность;
Готовность педагога к проведению занятия;
Слайд 10
Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из
разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
оригами (конструирование из бумаги);
макраме (плетение из ниток, веревок);
рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
игры с пазлами;
сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
игры с водой разной температуры;
игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Слайд 11
План восприятия:
1. Восприятие целостного образа предмета.
2. Вычленение основных частей предмета и определение свойств.
3.
Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Слайд 12
Важно! Чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды
деятельности.
Слайд 13Литература:
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Академия, 2002. - 203 с.
Богуславский М.В. Тридцать лет по системе Монтессори./ Богуславский М.В, Сороков Д.Г., Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. - М., 1994. - 146 с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. - 189 с.
Запорожец А.В. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии/ А.В. Запорожец. - М., 1999. -546 с.
Монтессори М. Впитывающий разум ребенка, 2-ое издание./ М. Монтессори. - СПб.:Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ». 2011. - 320 с.
Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2014. - 272 с.
Е.А. "Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для воспитателей и родителей" / Е.А. Янушко. - Изд.: «Владос», 2016. - 351 с.