Слайд 1
«Формы работы
по приобщению детей
к чтению»
Составила воспитатель - Цупикова А.В.
Слайд 2Цитаты известных людей
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Дидро
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело, им решается участь человека»
В.Г.Белинский
Слайд 3Цель:
развитие интереса к художественной литературе
Задачи:
Формировать литературный вкус;
Познакомить детей: с разнообразными
жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (загадками, сказками);
с поэтами, писателями;
Обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь;
Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения);
Воспитывать потребность общения с книгой, бережное отношение к книге;
Воспитывать будущего читателя.
Слайд 4Актуальность
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили
следующие тенденции:
заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;
резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.
Слайд 5Планируемый результат:
теоретический
Пробудить у детей интерес к общению с книгой;
Бережное отношение к
книге;
Повышение интереса детей, родителей к художественной литературе
практический
узнавание детьми писателей и поэтов на портретах;
узнавание детьми произведений по иллюстрациям;
умение пересказывать литературный текст;
пополнение книжного уголка
Слайд 7Использование связей в воспитании дошкольника-читателя
Чтение художественной литературы:
Коммуникация (чтение и пересказ литературных
произведений, сочинительство)
Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности).
Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения.)
Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг.)
Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики).
Слайд 8Методы работы по приобщению детей
к чтению книг
Словесные:
Чтение
художественных произведений;
Беседы по прочитанному;
Вопросы к детям по содержанию произведений;
Заучивание наизусть;
Пересказ произведений;
Выразительное чтение.
Практические:
игры-драматизации;
Дидактические игры;
Элементы инсценирования;
Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
Наглядные:
Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
Просмотр видеороликов, фильмов;
Оформление выставок;
Моделирование, схемы;
Использование разных видов театра.
Слайд 9Формы работы по приобщению детей к чтению
Занятия (по ознакомлению с художественной
литературой, по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, по развитию речи).
Слайд 10 Литературные конкурсы,
развлечения, интеллектуальные игры
Формы проведения литературных конкурсов:
-Интеллектуальные игры ( викторины, турниры, КВН).
-Конкурсы чтецов и рассказчиков.
-Конкурсы книг – самоделок.
Цель литературных конкурсов:
-Развитие речевой активности;
-Совершенствование выразительности речи (интонации, темпа, ритма);
-Формирование артистических способностей, воображения,
-Формирование положительного образа я.
Методы и приемы, используемые во время проведения литературных конкурсов
Отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок;
Игровые задания;
Настольно-печатные игры;
Исполнение литературных произведений;
Иллюстрации, игрушки, картинки
Слайд 11Оформление уголков чтения в группах.
В них представлена литература, соответствующая
возрасту детей. Многие приносят свои книги. Дети рассказывают о своих
любимых книгах (обмен опытом), Дети могут в любое время подойти, посмотреть иллюстрации, заинтересовавшей их книги, прочитанной ранее воспитателем, обсудить их между собой.
После прочтения книги, педагогом ведется беседа по вопросам к произведению и дети учатся пересказывать наиболее запоминающиеся эпизоды, что в том числе способствует развитию речи дошкольников.
Слайд 12Игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные игры).Так же
детям очень нравятся игры-драматизации по понравившимся произведениям. Они надевают маски, изображают повадки животных, имитируют голос героев, что также влияет на развитие внимания, памяти и речи.
Слайд 13 Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
Для
их лучшей организации составляется календарь , позволяющий ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки. Полезным являются и занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Для детей интересны не только стихи и сказки А. Л. Барто, А. С. Пушкина, К.И.Чуковского и т.д., но и то какими они были в детстве, чем интересовались.
Выставки рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
Слайд 14 Большое внимание также уделяется
приучению детей к бережному
отношению
к книге: воспитанники чинят книги в группе и дома.
Создание «Книжкиной больницы» в группе
помогает привить детям бережное отношение
к книге.
Полезны и беседы :
«Как книга к детям пришла»; «Что знаем о
книге»; «Кто создает книгу»; «Книга-
лучший друг»; «Из прошлого книги».
Слайд 15 Создание детьми книг-самоделок.
Одно дело прослушать или прочитать
книгу, но совсем другое – сделать ее самому, придумать, нарисовать, украсить.
Оформление макетов по мотивам произведений.
Посещение библиотеки
Слайд 16Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг.
Формы работы
- Родительские
собрания;
- индивидуальные консультации;
- папки – передвижки;
- участие родителей в оформлении выставок.
Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи.
Задачи:
1.Заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге;
2. Привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках);
3.Способствовать восстановлению традиций семейного
совместного чтения с детьми.
Слайд 17Вывод
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста
к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями позволяет:
Повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Слайд 18Работа по теме самообразования с детьми и родителями.
Слайд 19Работа по теме самообразования в группе с детьми
Рисование, лепка, аппликация
Слайд 21
Игровая
и самостоятельная деятельность
Слайд 26Викторина по сказкам А.С.Пушкина
«Что за прелесть эти сказки»
Викторина
по сказкам
Г.Х.Андерсена
«Узнай сказку»
Слайд 27Развлечение
«Путешествие в сказочную страну»
Выставка работ совместно с родителями
«Книжка-малышам»
Посещение библиотеки
в школе №5
Запланировано