Слайд 1Сочинение-отзыв
по репродукции картины художника А.А. Тропинина «Кружевница»
Слайд 2
Сегодня у нас урок развития речи, в ходе которого мы должны
будем написать отзыв о картине известного художника ХIХ века. Вы не один раз описывали картины. Но сегодня вам предстоит особая работа. Особая, во-первых, потому. Что необычен жанр картины, сочетающей в себе элементы портрета, детали рабочего натюрморта и динамику процесса труда. А, во-вторых, мы сегодня будем работать с картиной. Посмотреть на которую это не значит увидеть. Но даже увидеть мало. Нам нужно будет постараться понять художника, понять человека, рука которого творит чудо – картину.
Слайд 3Василий
Андреевич
Тропинин
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился
в семье крепостных, которые принадлежали графу А. С. Миниху, в принадлежащем графу селе Карпово в Новгородской губернии. Отец будущего художника был управляющим графского имения и за добросовестную службу получил вольную, однако дети его остались крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего имущества, которое Миних определил в приданое своей дочери, вышедшей замуж за Моркова.
Слайд 4Первоначально Василия Андреевича отдали в ученики к кондитеру. Однако способности юноши
к рисованию были так заметны, что барин разрешил ему посещать занятия в петербургской Академии художеств. Талант молодого человека быстро раскрылся. Но ещё долгие годы он оставался крепостным. Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал портреты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь…
Академия
художеств
Слайд 5В 1807 г. Тропинин обвенчан с кукавской девушкой Анной Ивановной Катиной.
К этому времени слава о Тропинине-портретисте разнеслась по всем окрестностям.
В Кукавке Тропинин впервые по-настоящему ощутил жизнь народа, стал изображать простых людей. Самым интересным портретом этого периода считается изображение головы девушки-подолянки. Эта работа во многом повторила один из портретов Левицкого, к творчеству которого Тропинин возвращался на протяжении многих лет.
Портрет жены художника
Портрет девушки с Подолья
Слайд 6После пожара в Москве 1812 года Тропинин помогал восстанавливать дом Мoрковых.
Летом 1813 года вернулось домой хозяева. Во время пожара в нем сгорела большая часть работ художника, поэтому до нас дошло очень мало произведений художника 1800 — 1812 гг.
Слухи о необыкновенном таланте крепостного художника разошлись по всей Москве. Многие помещики заказывали ему свои портреты. В то же время Тропинин рисовал и простых французских эмигрантов, и оставшихся в России военнопленных.
Семейный
портрет
Морковых
Слайд 7В 1821 г. Василий Андреевич навсегда покинул Кукавку и вместе с
семейством Морковых переселяется в московское имение Моркова. Здесь многие знали о таланте живописца и уговаривали графа дать ему вольную.
Лишь в 1823 г., остерегаясь насмешек и недовольствa в кругах просвещенного дворянства, 8 мая, на пасхальный праздник, Морков отпустил художника. Однако вольную выдал лишь ему одному, оставив жену и его сына крепостными.
Жена и сын оставались в крепостной зависимости еще пять лет.
Портрет сына
Автопортрет
Жена Тропинина
Слайд 8Сорокасемилетний художник обрел, наконец, долгожданную свободу. Ощутив себя незащищенным ни положением
в обществе, ни состоянием, Тропинин спешил официально подтвердить звание художникаП.П.Свиньин помог Тропинину представить работы в академию.
Художник уехал в Петербург, и уже 20 сентября 1823 г. за «Кружевницу», «Портрет художника Скотникова» и «Нищий старик» он получил звание назначенного, а в следующем году, написав «Портрет К. А. Леберехта», становится академиком.
Кружевница
Портрет Е.О.Скотникова
Нищий старик
К.А.Леберехт
Слайд 9К 1840-м годам о Тропинине знала вся Москва. Он продолжал выполнять
заказы московской знати, театральных деятелей. Даже старообрядцы, для которых увековечить свое изображение считалось величайшим грехом, заказывали ему свои портреты.
Последний год своей жизни Тропинин провел в собственном домике в Замоскворечье. Здесь он очень скучал по старенькой квартирке на Ленивке.
Василия Андреевича Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище. Художник создал более семисот работ, в основном портреты современников: людей известных и неизвестных, богатых и бедных – архитекторов, писателей, актеров, ученых, военных, господ и крестьян, странников, нищих и детей.
Слайд 10Тропининская «Кружевница» стала новым, очень ярким явлением в русском искусстве того
времени. Наиболее точно это выразил друг художника П.Свиньин, говоря, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы...».
Слайд 12«Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Тропинин создал новый
тип жанровой картины, который сочетал в себе и портрет, и рабочий натюрморт, и скрытую динамику. Впервые в русской живописи появилось произведение, воспевающее человека труда.
Именно эту картину нам предстоит сегодня описать. Для того, чтобы понять картину, необходимо знать, чем же занимается девушка
Слайд 13
«Кружевоплетение – один из видов женского рукоделия, в России бытует с
17 века.
Плели кружева чаще всего крепостные мастерицы, днями просиживавшие за работой в своих мастерских. Труд этот был очень тяжел. Часто девушки теряли здоровье . слепли за работой.
Мастерицы передавали тонкости своего дела по наследству.
Техника кружевоплетения сложна, требовала немалой сноровки, опыта и терпения. Кружевницы использовали для работы специальные подушечки в виде валика, обтянутые материалом. На валике закреплялся плотный лист бумаги с рисунком будущего кружева. В ходу были деревянные подставки различной формы, на которые укладывалась подушка, а также пяльцы.
Выплетают кружевные изделия с помощью коклюшек – деревянных палочек с углублениями на концах, для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется. Иногда их использовали несколько сотен.
Коклюшки, изготовляемые из тяжелых пород деревьев, при работе издавали мелодичный перестук, для усиления которого коклюшки специально кипятили в соленой воде.
Слайд 14Вглядитесь в лицо этой девушки. Нам хочется любоваться им. Почему же
оно обладает такой притягательной силой? Чем привлекает зрителя это лицо?
У кружевницы выразительные глаза. Мягкие черты лица. Лицо приятное. Очень красивые карие глаза. Глаза как будто притягивают.
Слайд 15Чем поражает взгляд кружевницы?
Взгляд поражает загадочностью, таинственностью. Взгляд приветливый, весёлый. Лукавый
взгляд. Доброжелательный. Милый, приятный.
Слайд 16Почему ткань и кружево выделены цветом и светом?
Это светлое пятно в
картине. Эта белая ткань оттеняет красоту девушки. Художник хочет показать хорошую работу кружевницы, что она умеет плести красивые кружева.
Слайд 17Художник рельефно выписывает её руки. Почему? Связано ли это с названием
картины?
Да, связано, потому что художник хочет показать нам её умелые руки. Он рисует тонкие пальцы девушки. Подчёркивает искусную работу кружевницы, девушки-труженицы.
Слайд 18План :
- название картины, имя художника,
- жанр картины (пейзаж, портрет,
баталия, сюжетная картина, марина, натюрморт),
- замысел художника, (содержание картины или как показано на картине место и время события),
- кто, что изображено,
- главные персонаж картины, его внешний вид,
средства художественной изобразительности: композиция картины, использование контрастов, тонов, полутонов, колорит. Значение освещения.
какая основная мысль и замысел произведения,
- настроение картины, впечатления от мастерства художника.
Слайд 19Сбор материала
Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия.
Во избежание досадных повторов в сочинении, подумайте, какими словами можно заменить в тексте данные термины. Запишите синонимические ряды (
Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение;
портретист – художник, автор, мастер, живописец)
Слайд 20Замысел художника
Главное на картине девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее
так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом.
Слайд 22
Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создается картина?
(С помощью красок.)
Значит, нам целесообразно начать ее описание именно с этого цветового решения. Выберите тот вариант, который, как вам кажется, наиболее подходит к данной картине
краски теплые, спокойные, гармоничные, сочетающиеся, нет резких контрастов, используются мягкие золотисто-коричневые тона
Слайд 24Обратите внимание на взгляд человека, изображённого на картине.
Кокетливый, приветливый взгляд
Задумчивый, томный,
грустный, мечтательный
Сердечный, добрый взгляд
Удивлённый (проч.), неестественный, любопытный взгляд.
Задумчивый, мечтательный, грустный, тоскливый, горький.
Весёлый, насмешливый, блестящий взгляд
Гордый, пленительный, высокомерный
Яростный, гневный, лютый, злобный, грозный взгляд
Слайд 25Опишите одежду девушки, выбрав правильный вариант
Одеть кого–то во что–то
Надеть что-то на
кого-то
На ней (одето, надето) серое платье;
На плечи (накинута, наброшена) простая косынка.
Слайд 26Объясните лексическое значение данных слов: изящество, грациозность.
Изящество –
тонкое и
строгое соответствие, соразмерность, отвечающая требованиям художественного вкуса;
кокетливость –
наличие кокетства, желания понравиться;
грациозность –
изящество, красота в движениях.
Слайд 27Опишите руки девушки
У девушки на картине маленькая изящная рука. Движения рук
девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны. Изящные линии руки, кокетливо приподнявшей коклюшки.
Слайд 28Основная мысль и замысел произведения
Особенность этого портрета заключается в том, что
он очень динамичен. Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы в реальной жизни был каторжным, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем : ей нравиться то, что она делает.
Слайд 29Настроение картины, впечатления от мастерства художника
«Кружевница» Тропинина – великолепный портрет, воспевающий
трудолюбие самых простых подневольных людей. И, глядя на него, каждый человек ощущает подлинную теплоту и уважение к истинному искусству.
Картина очень красивая, поднимает настроение, на нее хочется смотреть снова и снова.
Картина мне понравилась . Она спокойная и в то же очень время глубокая, особенно пронзающий взгляд девушки . Я считаю, что с помощью этой картины автор сумел передать труд крепостных крестьян .
Слайд 31
http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-v-a-tropinina-kruzhevnica.html
http://festival.1september.ru/articles/629988/
http://occumpoing.ucoz.ru/news/izlozhenie_po_russkomu_jazyku_4_klass_po_kartine_tropinin_kruzhevnica_urok_razvitija_rechi_tema_podgotovka_k_so/2014-03-30-18
http://po-kartine.ru/v-a-tropinin-kruzhevnitsa-sochinenie-po-kartine.html
http://artlibrary.ru/article/2997
http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/sistema-urokov-razvitiya-rechi-v-6-8-klassakh-sotr.html