Слайд 1
Развитие орфографической зоркости у младших школьников
МБОУ «Нежнурская ООШ»
Смирнова Э.А., учитель русского
языка и литертатуры
Слайд 2«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и
недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»
К. Д. Ушинский
Слайд 3Анализ ситуации
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку
младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Слайд 4глубокие знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом,
то есть в активной познавательной деятельности - «не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам добываю знания».
На уроках русского языка развивать внимание - значит, развивать умение видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость.
Слайд 5 Орфографическая зоркость –
это умение оценивать каждый звук
слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Слайд 6
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений,
обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное
восприятие и запоминание орфографического
материала.
Слайд 7Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути
познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Слайд 8Проблема
Обращение к данной теме педагогического проекта вызвано следующими противоречиями:
1. дети
знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы допускают ошибки.
2. повысились требования к уровню сформированности орфографической зоркости выпускника начальной школы и недостаточным программным объемом работы по ее формированию в 1-4 классах.
Слайд 9Цель: создать систему упражнений для развития орфографической грамотности.
Задачи:
провести теоретический анализ
литературы по данной теме;
обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме;
• изучить степень развития орфографической зоркости обучающихся класса;
выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости.
Слайд 10Тип восприятия и запоминания орфографического материала
Слайд 11 Далее предложены упражнения, которые обеспечивают сочетание
фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости.
Слайд 12Игра «Определи спрятанные звуки»
Данный вид работы
начинаю на этапе слогообразования. Для работы ребята используют карандаши трех цветов: зеленый, красный, синий. При записи слияний (затем слов и предложений) ребята ставят точку под буквой тем цветом, какой звук она обозначает. Например: пашем слияние НЯ, под буквой Н ставим точку зеленого цвета, объясняем, под буквой Я ставим точку красного цвета, объясняем какой звук обозначаем. Данный вид работы особенно помогает при изучении йотированных гласных. «Играем» в спрятанные звуки до конца первого класса.
Слайд 13Игра «Какая лодочка сильнее»
Работа ведется так же
до конца первого класса. При записи слов, предложений, текстов все слова делим на «лодочки» (слоги), определяем ударный слог (сильную лодочку).
Слайд 14Поиск орфограмм в "чистом” тексте вместо часто используемого «вставь букву»
Для
упражнения нужны 2 карточки. Первая карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Вторая карточка-ключ - это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
-самостоятельно проверить результат работы;
-видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
-если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность "подглядеть” их.
Слайд 16Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием объединяет
весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Слайд 17Специально организованное списывание
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В.
Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат:
проводить ежедневно, на протяжении всей начальной школы;
должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех (см. дальше).
Слайд 18Комментированное письмо
с указанием орфограмм
При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде
всего,
находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
Достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Слайд 19Письмо под диктовку с предварительной подготовкой
.
Сначала
вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Слайд 20Диктант "Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся
могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Слайд 21Письмо под диктовку
Этот вид работы начинаю
следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Слайд 22Какографические упражнения
Предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Слайд 23Письмо по памяти
Этот вид письма развивает память,
мышление, речь, внимание.
Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
Слайд 24Зрительный диктант
(цель – предупреждение ошибок)
На доске записывается несколько предложений или
текст. Текст выразительно читается. Выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова.
В случае необходимости текст открывается снова.
Если ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.
Слайд 25Памятка
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, чтобы
проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5. Повтори предложение так, как будешь писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Слайд 26Работа над ошибками
Начиная с 1 (2) класса, при
проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправлять, вместо этого ставить на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки точку.
Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками.
Слайд 27Диктант с постукиванием
Во время диктанта учитель
постукивает по столу
в тот момент,
когда
произносит слово
с орфограммой.
Это постукивание заставляет
ученика думать.
Слайд 28Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Когда дети по заданию учителя отбирают
для записи соответствующие
определенному заданию части текста.
Слайд 29Возможные и психологические причины неразвитости орфографической зоркости:
у обучающихся низкий уровень развития произвольности
внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу),
низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
Кропотливый ежедневный труд учителя, ученика, родителей, психолога над развитием орфографической зоркости позволит добиться высокого качества обучения.
Слайд 30Упражнения:
• Постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в
опыте ребёнка нет, надо дать этому образец),
• Использовать задания ловушки (сколько звуков в слове "два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?)
• Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук”, "Определи место звука в слове”, "Найди предметы с заданным звуком”, "Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.
• ''Найди опасное место''
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Есть ли в слове безударный гласный звук? Если есть, то существует и ''опасное место''.
• " Зажги маячок”
Ученики должны зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.