Слайд 1город Дзержинск Нижегородской области
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII
вида»
Разработка раздела образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В. Воронковой) по письму и развитию речи
Гласные после шипящих
Выполнила: учитель начальных классов
Долгополова Мария Анатольевна
Образование: высшее
Педагогический стаж: 16лет.
2014 год
Слайд 2Актуальность выбранной темы
Назначение предмета «Русский язык» в начальной
школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2)осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (значит и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5)сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать, слушать на родном языке.
Слайд 3Учебно – методический комплекс
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной
программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Слайд 4Цель и задачи раздела программы
Цель: организация деятельности учащихся для развития навыка
правописания буквосочетаний жи –ши, ча – ща, чу – щу.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать умение правильно писать сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, научить правописанию словосочетаний и предложений с буквосочетаниями, планировать учебные действия в соответствии с заданной целью.
2. Тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, первичное умение фиксировать своё затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, орфографическую зоркость, произвольное внимание, творческое мышление, устную и письменную речь через предметные знания и упражнения.
Адекватно использовать речь для представления результата.
Воспитательные:
Проявлять творческий интерес к выполнению заданий, к урокам русского языка;
Совершенствовать этику речевого поведения;
Воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.
Слайд 5Новизна представленных материалов
Новизна опыта заключается в разработке и
совершенствовании форм, методов, приемов и систематическом использовании проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса методического обеспечения, в решении проблемы развития познавательного интереса школьников. Процесс обучения максимально приближен к практической деятельности.
Слайд 6Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Результатами изучения
раздела являются следующие умения:
1. осознавать роль языка и речи в жизни людей, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
2. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей;
3. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
4. проговаривать последовательность действий на уроке, учиться работать по предложенному учителем плану;
5. ориентироваться в учебнике, в словаре, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
6. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
7. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
8. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
9. правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
10. писать под диктовку слова, предложения, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
11. видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
12. писать без ошибок буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу;
13. находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Слайд 7Система знаний и система деятельности
Содержание учебного материала
должно составляться с учетом возрастных особенностей школьника, вызывать у них эмоциональный интерес. Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новую информацию.
1. Учащиеся должны выполнять звукобуквенный анализ слова.
2. Писать:
- слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило;
- предложения со словами, в которых написание расходится с произношением;
- анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;
- соотносить услышанный звук с написанной буквой;
- определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- знать понятия «орфограмма», «орфографическое правило».
Слайд 8Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов,
форм, организации деятельности учащихся
Методы и приемы работы
Эвристическая беседа:
Система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Стимулирует у учащихся активный интерес к изучаемому материалу.
Практический метод:
Творческие работы:
Применение полученных знаний на практике.
Позволяют учащимся применять полученные знания в новых условиях.
Формы обучения
фронтальная
групповая
коллективная
парная
индивидуальная
Слайд 9Контроль качества знаний, умений и навыков
предварительный
(определение и фиксация
начального уровня
подготовки)
текущий
(систематическая проверка
и оценка образовательных
результатов учащегося)
итоговый
(комплексная проверка
образовательных результатов
ученика)