Изучение текста и работа над развитием речи производится в течение всего
учебного года. Специальные уроки по связной речи (сочинения) входят в
количество часов изучаемых тем. В раздел «Связная речь» включена тема
«Речевая этика».
Данный раздел способствует развитию устной и письменной речи, обогащению
словарного запаса, развитию воображения, коммуникативных умений,
творческой самостоятельности, эмоционально – нравственных
качеств личности.
Методические рекомендации
для учителя
Контрольно-измерительные
материалы
Образовательная программа «Русский язык»
Автор: Рамзаева Т.Г.
ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
«Первоначальная функция речи – коммуникативная.
Речь есть, прежде всего, средство социального общения,
средство высказывания и понимания»
Л.С.Выготский
Сформировать представление о предложении как единицы
речи в процессе создания собственных высказываний,
т. е. в условиях функционирования предложения в тексте
Сформировать потребность в полноценном овладении
коммуникативной функцией языка
Познакомить с нормами литературного языка,
расширить словарный запас и повысить культуру речи
Дать возможность в практической деятельности овладеть
совокупностью речевых умений, обеспечивающих
восприятие и воспроизведение текста
Становление личности с позитивным
эмоционально-ценностным отношением к русскому языку
и стремлением к грамотному использованию
средств языка
Освоение и систематизация знаний о слове, предложении,
тексте как единицах речи.
Формирование практических умений и навыков: осознанно
применять в речевом общении простые распространенные
и сложносочиненные предложения
Получат возможность научиться:
писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения; писать сочинение повествовательного характера с элементами описания; различать и осознанно использовать в устной и письменной речи различные предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске и по структуре
Классно-урочная система
урок развития речи
упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку ( комбинированный, формирования и закрепления умений и навыков, обобщающий, контрольный )
Формы организации учебной деятельности
фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
внеклассная работа
(устный журнал, предметные дни, игра, конкурс, выставка, праздник)
внешкольная работа
(экскурсии, посещение
театра, музея, библиотеки)
домашняя работа
Внеурочная деятельность
Система работы
Работа над средствами выразительности
Подберите недостающие фрагменты к картине
Восстановите текст
«Здравствуй!»
Закончите рассказ о подготовке зверей к холодам
Звери готовятся к холодам по- разному.
Рассматривание мнемотаблицы
Воспроизведение таблицы по памяти
Перекодирование информации
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
«УДАЧНАЯ РЫБАЛКА»
АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ
ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИЙ
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
СОСТАВЛЯЕМ ТЕКСТ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ
Закончи предложение
Напиши сочинение
«О чём подумала оценка 2,
поставленная в дневник ученику»,
«Размышление классной доски 1 сентября»
Придумать другой конец известной сказки,
например «Колобок»
«Если бы я была бабочкой, я бы сказала ребятам…»
«Парта вздохнула, увидев на себе рисунки, и сказала...»
«Футбольный мяч мечтал о том, чтобы поскорее…»
Ничто так не обогащает
образную сторону речи детей,
как малые фольклорные жанры.
Молоко жидкое,
А сметана…
Алфавит Алый
Огонь Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать
Я антоним к слову смех. Не от радости, утех,
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
А.И.Куприн
7. Работа с фразеологизмами
Закончи предложения
Соедини стрелкой части фразеологизма
Объясни смысл фразеологизмов.
Попробуй составить предложение с одним из них
Выбери сочетание, которое наиболее точно
характеризует жизнь девочки
Выдели из текста устойчивые сочетания
Распредели устойчивые сочетания
в колонки со значением
Найди в тексте фразеологизмы,
попробуй заменить их (где это возможно)
обычными словами или словосочетаниями
Работа с фразеологизмами
Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение: развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему
Прием олицетворения
в детских рисунках
Работа над эпитетами
Работа над образными
сравнениями
Работа со справочной литературой
Посещение экскурсий, театра, музея
по характеру
текстового материала
по объему
текста
- обучающие
- контрольные
- на весь урок
- изложение-миниатюра
- повествование;
- описание;
- рассуждение
- полные или подробные;
- близкие к тексту или сжатые;
выборочные;
с элементами сочинения
по способу
восприятия
текст воспринимается
на слух;
текст воспринимается
зрительно;
текст воспринимается
на слух и зрительно
репродуктивные
фантограммы
творческие
сочинение-
рассуждение
сочинение-
описание
- Что такое красота?
- Хочу всё знать. А зачем?
- Меня особенно волнует…
- Мои три желания.
- Мой верный друг.
- Как зимуют звери.
- Мои игрушки.
- Наша дружная семья.
Что было бы, если бы …
- авторучка подсказывала?
- всегда побеждало зло?
- Почему осенью с деревьев
опадают листья?
- Почему идёт дождь?
- Почему я люблю книги?
- Моя любимая игрушка.
- Первый снег.
- Новогодняя ёлка.
Сочинение как результат продуктивной деятельности над развитием речи
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть