Слайд 1 Урок русского языка
Тема: «Ударение. УДАРНЫЙ СЛОГ.»
2 класс
Айнетдинова Ирина
Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ ОСОШ
с.Михайловка
Слайд 2
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Упражнения для губ, языка:
а) А о у ы э
и у о а ы и э о я я о э и ы а о у
б) Кто хочет разговаривать?
Мы будем разговаривать.
Тот должен выговаривать.
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно,
Чтоб было всем понятно.
в) Тренировка в произношении скороговорки:
«Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки».
Слайд 3СЛОГИ
а) -разделите вертикальной чертой слова на слоги:
Садовод, сорока, арбуз, день, рис,
чайка, трамвай, помидор, яма, трамвай;
б) -перенесите слова по слогам:
Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.
Слайд 4ПРОВЕРКА
Са/до/вод, со/ро/ка, ар/буз, день, рис, чай/ка, трам/вай, по/ми/дор, я/ма;
Шуб-ка ат-лас-ная. Лап-ки
бар-хат-ные. Уш-ки чут-кие.
Слайд 5
СКАЗКА «Волшебное ударение»
Собрались однажды слова на совет, стали говорить,
какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать. Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОки сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк,а перед взором всех предстал ЗАмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс, вместо КапЕльКАпель, вместо ДорОга – ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Слайд 6
ПРОЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам.
Взбей яичные белки
И
печенье испеки.
Ставь козлы посреди двора.
Пилить дрова начнем с утра.
Козлы сердиты и рогаты.
Вы не дразните их ребята.
В дом войти никто не мог-
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
Из стенки гвоздики торчат,
Повешу - ка на них плакат.
Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки.
Слайд 7ФИЗМИНУТКА
Вышли мышки как - то раз
Поглядеть который час -
1,2,3,4,5.
Мышки дернули
за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Слайд 8
ДОБАВЬ СЛОГ ИЛИ ДВА СЛОГА И ЗАПИШИ СЛОВА, ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ.
Ра-
бук-
хок-
фут-
ре-
-ка
-вут
-кий
-тель
-нок
Слайд 9
Записывай в один столбик с ударением на первом слоге, во
второй столбик с ударением на втором слоге.
-Гости, лиса, понял, журавль, звать, пошла, себе, дружба.
-Из какой сказки взяты эти слова. Запишите название сказки.
Слайд 10
Рефлексия.
-Что вы узнали про ударение?
-Ударение ставится, если в
слове несколько слогов.
-Буква ё ударная.
-Ударение изменяет смысл слов.