Слайд 1Русский язык
2 класс
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым
знаками»
Модель урока
Слайд 2Технологическая карта
Говорение слов (семя и семья; обедал и объедал; Коля и
колья). Цель этой работы в первом классе.
Разделительный мягкий и разделительный твердый знаки. Общие функции букв и их значение в письменной речи.
Схема.
Согласные и гласные буквы. Модели (красный и синий) этих букв.
Однокоренные слова.
Корень слова, модель корня.
Состав слова.
Приставка в слове, модель приставки.
Слайд 3Цель урока:
Научить писать слова с разделительными мягким(ь) и твёрдым (ъ) знаками.
Слайд 4Задачи урока
1) Воспитательная
Планируемые результаты
Уметь работать по правилам работы в группе, паре;
Стремиться
к выполнению ролевых правил;
Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера.
Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.
Оценка планируемых результатов:
знание правил работы в группе по памяти, набор правил, готовая памятка.
Оценочный лист в этапе урока.
Слайд 5Планируемые результаты
2) Развивающая задача.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД.
Оценка планир.результов.
-правило
в учебнике;
Доказательство орфограмм разными способами(правило, схема, словарь)
-оценочный лист
Памятки для работы группы
Составить алгоритм право-
писания слов с ь,ъ.
Слайд 6Планируемые результаты
3) Обучающая
Уметь пользоваться алгоритмом для правописания слов с разделительными
ь,ъ;
Уметь соотносить разные алгоритмы к соответствующим орфограммам в словах
Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные и предметные УУД.
Оценка планир.результатов.
Уметь доказывать орфограммы разными способами; уметь озвучить цель задания, пользоваться самостоятельно источниками информацией.
Умеют/учатся договариваться в группе при решении учебной задачи, прогнозировать результат, контролировать и проверять себя.
Слайд 7Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
(По СДМО.Автор Л.Г.Петерсон)
Слайд 8
I этап.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Слайд 9Цель:
организовать
самоопределение
учебной деятельности (надо, могу, хочу)
Слайд 10Догадка хороша, а знание лучше.
Прочитайте пословицу
Какое слово непонятно? Способы узнать?
Проверьте свое
высказывание по словарю.
Чему учит нас эта пословица? ( смотрю в воспитательную задачу, планируемые результаты и их оценку)
Слайд 11Давайте вспомним
правила работы в группах:
Распределяем роли и повторяем правила работы
в группе.
Уважаем мнение товарищей.
Капитан выбирает выступающего.
Стараемся не обижать и не обижаться.
Слайд 12
II этап.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд 13Цель:
Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
Организовать самими уч-ся
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Слайд 14Работа с изученными орфограммами .
М…ря, ду…,з…мля, зага…ка, п…л…то.
Докажите орфограмму
и сгруппируйте буквы-орфограммы по признакам.
о, е, а (гласные, обознач.звук)
б, д ( согласные, обоз. звук)
Ь ( буква не обозн. звук)
Слайд 15
Какая еще буква не обозначает звук?
Что общего у этих
знаков?
Это буквы
- не обозначают звука
-в письменной речи разделяют гласную букву от согласной буквы.
- эти буквы обозначают паузу при говорении некоторых слов, например, семя/семья, обедал/объедал, полю/полью. (Наблюдали в 1-2 классах)
Вывод: какую роль в письменной речи выполняют эти две буквы?
Почему?
Слайд 16ВЫВОД:
Мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые ответы,
потому что знаем,
что
доказывать и как доказывать.
Слайд 17Ввод нового знания.
Напишите слова под диктовку:
деревья
съехал
воробьи объявил
- Сравним полученные результаты .Слова вы написали по-разному.
-Почему?
У нас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ или Ь.
Слайд 18III этап
Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися
возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Какова цель урока?
IV этап
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.
Слайд 20
На доске записаны слова:
семья
подъезд
соловьи объяснил
Чтение учителем слов с чёткой паузой между согласным и гласным.
Чтение уч-ся и наблюдение над произношением слов.
В чём особенность произношения этих слов?
- Как эта пауза обозначена на письме?
Слайд 21Запишите эти слова, выделите графически эти знаки.
семья
подъезд
соловьи объяснил
Между какими буквами написали разделительный мягкий знак? Подчеркните их .
семья подъезд
соловьи объяснил
Слайд 22 Составим схему расположения разделительного Ь в словах первого столбика..
Анализ
второго столбика слов по аналогии.
Подобная работа проводится со словами второго столбика.
Составим схему расположения разделительного ъ в словах второго столбика.
-Чем похожи эти схемы?
-Тогда почему мы пишем в одном случае разделительный ь, а в другом разделительный ъ?
ь
ъ
Слайд 23Начтём исследование.
Подберите однокоренные слова к слову семья
- Какая общая часть
в этих словах? Выделите корень.
В каких случаях пишется разделительный ь?
Формулирование вывода:
При произношении слова «семья» пауза в корне слова перед буквами «е» или «я». Пишу разделительный мягкий знак в слове.
Ь я, и
Работа со словами второго столбика проводится аналогично.
При произношении слова «подъезд», «объяснил» пауза после приставки, оканчивающейся на согласную букву.
Если приставка оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласных е, я, то пишется разделительный ъ.
ъ е, я
Слайд 24-Своё новое знание проверим эталоном – правилом в учебнике.
Сравните своё
новоё знание с правилом в учебнике.
Что заметили?
Не все буквы прописаны в схеме.
Дополняем схемы.
Слайд 25V. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать полученные знания.
Слайд 27Проверка самостоятельной работы №1
Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранный буквы
в словах по ранее составленному алгоритму:
деревья съехал
воробьи объявил
и сравнивает с эталоном ( правилом в учебнике, пособии, словаре)
Слайд 28Работа с текстом №2
В автомобиле река раз.езжает,
Радужной пыл.ю асфальт поливает.
Под.ехал к стройке кран под.ёмный,
Под.ёмный кран силач огромный.
В.юга хлещет так и сяк,
Бьёт в лицо крупой колючей.
Каждый участник группы или пары проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.
Слайд 29Работа с текстом №3
В.юга замела лес. Суч.я деревьев покрылись
снегом. Вз.ерошенные вороб.и сидят на ветках, а зайка с.ёжился под елью.
Каждый ученик самостоятельно проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.
Слайд 31VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение новых
знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Слайд 32Работа в рабочей тетради
Упражнение 2
лист.я
раз.езд
в.ехал
п.ют
кол.я
об.явление
вороб.иха
под.ём
Ъ Ь
Слайд 33VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе
сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания
Слайд 34В каких словах пишется Ъ?
Укажите номер под словами.
Учащиеся
выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцу с проговариванием во внешней речи.
Слайд 35сем…я
2. с…ел
3. под… езд
4. прыгат…
5. звер…
6. об…ект
7. плат…е
8.с…едобный
9. руч…и
10. с…ёжился
2, 3,
Слайд 36Кто из вас ошибся?
В каком случае? (Ребята называют, в каких словах
ошиблись)
Исправьте ошибку.(Называют правило, которым нужно было воспользоваться)
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
Слайд 37
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цель: выявить границы применимости нового
знания ;повторить содержание изученного знания.
Слайд 38
Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительным
Ъ и Ь?
Нужно знать правило написания
Ъ и Ь в словах.
Нужно выбирать знак Ъ или Ь по алгоритму.
Слайд 40IX.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
Слайд 41Какую цель ставим перед собой?
Достигли мы цели?
Почему?
Анализируем с детьми, опираясь
на содержание задач: воспитательной, развивающей, обучающей.
Слайд 42 Где нам пригодятся умения работать группой?
Почему надо быть терпимыми терпеливым?
Что
нам помогло научиться писать слова с разделительными Ъ и Ь ?(работа в паре, группе, составили план(алгоритм) действий.
С каким алгоритмом познакомились сегодня?
Как называется правило?
Какие алгоритмы правописания безударных проверяемых в корне, парных согласных в корне вы знаете?
Почему надо работать по плану?
Чему вы хотите научится?
Что трудно для вас в выполнении алгоритма правописания разделительных Ъ или Ь знаков?
Слайд 43Домашнее задание:
выполните упражнение в учебнике (с.76, упр. 355).
найдите в
словаре слова с Ъ или Ь. Составьте предложения, текст с использованием этих слов..
Урок окончен.
Спасибо за работу!