Слайд 1МБОУ «Лицей №» Рузаевского муниципального района
Учитель начальных классов
Лашманкина Т. М.
Тема:
«От
значения слова к правильной букве»
Слайд 2Тема: «От значения слова к правильной букве»
Цели: 1. Формировать привычку задумываться
над значением слова, дать установку «объясни значение» на первое место среди способов решения орфографических задач.
2. Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.
Слайд 3Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – «Доброе утро!»
- Доброе
утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
I Организационный момент
Слайд 4II Актуализация знаний
1. Словарная работа
говорить
Что главное в
слове?
Объясните значение слова.
Посмотрите его значение в толковом словаре.
Слайд 5Говорить - ?
Говор – звуки разговора речи.
Говорун – человек, который любит
Слайд 6Говорить – владеть устной речью, словесно выражать мысли.
Слайд 7Какие слова называются родственными?
Как объясняется слово говор?
Как объясняется слово говорун?
Как объяснить слово говорить?
Составить с одним из слов предложение
Пословица
Говорить – не устать, было бы что сказать.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Слайд 82. Повторение
Какой секрет родственных слов вы знаете?
Какие орфографические задачи корня
мы умеем решать?
Что значит решить орфографическую задачу?
Что для этого нужно сделать?
Слайд 9Способы проверки для названий предметов
Слайд 10III Целеполагание
«От значения слова – к правильной букве».
Обсудите в парах цели
урока.
Слайд 11IV Открытие детьми нового знания
гр
. знуля с . лач
ч . стюля сл . бак
- Кого или что так называют?
- Объясните в парах значения слов с помощью однокоренных. Наблюдайте, не помогут ли эти слова выбрать буквы.
Слайд 12Проверка.
Удалось выбрать буквы?
Каким способом?
Сравните по значению эти слова.
грязнуля
чистюля
- Запишите слова, вставляя нужные буквы. Перед каждым записывайте проверочное.
Слайд 13V Первичное закрепление
- Объясните значение каждого слова, вставьте нужные буквы.
- Когда
так говорят?
ж.ра, т.пло, х.л.дает, хо..ба, шу.ка, пр..ба, погру.ка.
- Почему так назвали?
в.рш.на г.ры, к.силка, п.сатель, п.чтальон, пов.р.
- Какой способ пригодился?
- Какие другие способы проверки вы выбрали?
Слайд 14Самостоятельная работа в группах по 4 человека.
Выбрать 3-4, на ваш взгляд
самых трудных слова и записать их, указывая перед ними проверочные слова.
Слайд 15Проверка.
Жарко – жара; тёплый – тепло; холодно, холодный – холодает; ходит
– ходьба; шутит – шутка; просит – просьба; грузит – погрузка.
Верх – вершина (горы) горы, косит – косилка, пишет – писатель, почта – почтальон, варит – повар.
Слайд 16Кто согласен?
Кто не согласен?
Кто выбрал другие случаи?
Есть еще добавления?
Слайд 17VI Физкультминутка для глаз
Чудная картина,
Как ты мне
родна.
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Слайд 18– Посмотрите на картину.
На картине изображена река Вертушинка, озеро Змеинка, деревня
Сосновка.
Почему люди дали такие названия?
- Устно дай свои объяснения и запиши слова.
VII Самостоятельная работа
Слайд 19Проверка.
река Вертушинка
озеро Змеинка
деревня Сосновка
Слайд 20Кто не сделал ни одной ошибки?
Одну?
Две?
Понадобился ли вам орфографический словарь?
Какие способы
подбора проверочных слов вам пригодились?
Слайд 21VIII Применение знаний
1. Развитие речи.
Памятка
Как обдумывать свой текст?
Определи:
тему (о чём будешь писать, говорить);
главную мысль (что главное хочешь сказать, в какой мысли убедить);
содержание и порядок предложений (с чего начнешь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь).
Слайд 22Реку Вертушинку сковал крепкий лед.
Слайд 23IX Итог урока
Говорить – не устать, было бы что сказать.
- О
чем мы говорили весь урок?
Кому понравился урок русского языка?
Кому было трудно?
К кому вы хотите обратиться за помощью?
Какие открытия мы сделали?
Кто помогал нам делать открытия?