Слайд 1
Предметная область: русский язык
Комплекс заданий по подготовке к написанию сочинения.
Слайд 2
Цель: Научить учащихся писать сочинение-описание об изменениях в неживой природе с
наступлением зимы на материале непосредственных наблюдений, правильно и последовательно излагать мысли в письменной форме, развивать умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения; умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Слайд 3Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:
понять и раскрыть
тему сочинения;
подчинить своё сочинение определённой мысли;
собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
определить границы сочинения;
составить план и писать по плану;
создать текст и записать его;
использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
Слайд 4Классификация сочинений по источникам материала:
1. На основе личного опыта учащихся:
сочинения
на
материале
экскурсий,
наблюдений,
походов, игр и др.
Слайд 52. На основе опосредованных источников информации:
сочинения по картинам, которые делятся на
три основных вида:
- повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;
- повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
- описание картины.
сочинение на основе прочитанного;
сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;
Слайд 63. На материале разных источников – книжные сведения и материал собственного
опыта, собственных наблюдений;
Слайд 74. На основе творческого воображения – по данному началу или концу,
импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).
Слайд 8Работа над сочинением делится на 3 этапа:
Накопление материала.
Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки,
рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.
2)Отбор и систематизация материала.
Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.
3)Словесное, речевое оформление сочинения.
Слайд 93. Характеристика дидактических, методических и других педагогических ресурсов, в том числе
материальных, технических, информационных, которые предполагается использовать в решении задания.
При выполнении задания были использованы следующие ресурсы:
– учебник русского языка;
– рабочая тетрадь;
– наглядные пособия (картины художников с зимними пейзажами: Пластов А. А. «Первый снег»);
– карточки с заданиями;
– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– презентация.
Слайд 104. Представление «продукта» задания.
Комплекс заданий по подготовке к сочинению-описанию «В чем
красота русской зимы?»
Слайд 11Для формирования умений связно выражать мысли в письменной форме.
Задание 1. Сформулируйте
ответы на поставленные вопросы и запишите их.
Какой вчера была погода? Какой сегодня день? Что вы видите за окном? Как вы определяете, что наступает зима? Назовите признаки наступления зимы. Как изменился наряд деревьев с приходом зимы?
Слайд 12Задание 2. Вставьте пропущенные по смыслу слова. Озаглавьте текст.
Наступила … зима.
На земле и на деревьях лежит … снег. По лесу бродит … волк. Мало корма … снегирям. Для ребят зима – самая … пора года.
Тихо в зимнем лесу. Ветви елей покрыты … снегом. Под тяжестью снега пригнулись к земле … березы. Тихо шуршат по … снегу лыжи. Дети любят … зиму.
В декабре … снег покрыл землю. Наступила … зима. От мороза спряталась в гнездо … белочка. Деревья покрылись … . Река оделась … панцирем. Весело кружатся … снежинки и падают на … землю.
Слайд 13Задание 3. Составить по опорным словам предложение (на доске):
Зима, долгожданная, наступила,
холодная.
Земля, белый, покрыта, пушистый, одеяло.
Падают, снежинки, хлопья, на землю.
Белоснежные, деревья, укутались, наряды.
Покрыл, ветки, деревья, иней, серебристый.
Слайд 14Умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении.
Задание 4. Составьте короткий
рассказ по картинке (устно).
Слайд 15Умения находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Задание
5. Упражнения в распространении предложений.
- Прочитайте текст. (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Мороз рисует узоры.)
- Интересен ли текст? Полностью ли раскрывает он красоту русской зимы?
- Нарисована картина, но как будто простым карандашом. Не видно цвета, красок, не хватает слов, которые помогают увидеть это.
Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему и сказуемому. При выполнении этого задания нам помогут схемы предложений. (Вывешивается плакат со схемами предложений.)
- Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
Слайд 16Умения находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Задание
6. Работа с опорными словами.
(Опорные слова записаны на экране).
- Чем красива зима?
- С чем сравнивается снег по цвету? По тому, как он укрывает землю?
- Что такое снег?
- А сейчас подумайте и скажите. Я загадала “снежное” слово, которое состоит из трех слогов. Что это? (Снежинки).
- Какими прилагательными можно описать снежинки?
- На что они похожи?
- Найдите слова, которые помогают описать движение снежинок.
- Давайте составим словосочетания со словом воздух.
- С чем можно сравнить чистый, морозный воздух?
- Чем удивляет нас зима в ясную, морозную погоду? (Узорами).
- Какие они? Кто их сделал? Как?
Слайд 17Умения находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Задание
7. Составление словосочетаний и предложений на заданную тему.
- Опишите прилагательными зиму.
- Подберите прилагательные к слову снег, погода, воздух, небо, иней.
- Опишите зимний пейзаж, который вы увидели сегодня по дороге в школу.
- Какие забавы ожидают нас зимой?
Слайд 18
Умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в
соответствии с темой сочинения.
Задание 8. Составление плана предстоящего сочинения.
- Из каких частей должно состоять сочинение?
- Во вступлении мы должны выразить общее впечатление – приход зимы. Как коротко напишем в плане об этом? (Наступила зима.)
- В основной части мы должны представить зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем, описать зимнее чудо, которое наблюдали в природе. Давайте основную часть озаглавим “Зимняя фантазия.”
- О чем будем писать в основной части? Давайте коротко запишем в план
о снеге (Ковер зимы.)
о деревьях (Деревья зимой.)
об узорах (Узоры на стеклах.)
о снежинках (Сияние снежинок в ясную морозную погоду.)
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
В заключении нужно показать, как зима влияет на ваше настроение, замечаете ли вы красоту зимой.
Слайд 19Умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в
соответствии с темой сочинения.
Задание 9. Составление рассказа детьми.
Опорные слова:
____раннее _____утро. Воздух _____ _____. Солнце_____ небо____ цветом. Под его _____ лучами снег __________. Крыши _____ и _____ окутаны ______ _____. Деревья покрыты __________ инеем. Речка затянулась ______ _____. Воробьи ______ и _____ защебетали.
Всю ночь ____ ____ снегопад. Кругом _____ сугробы. Весёлы ребята _____ на ___.
Они _______, ______, _____. Им не страшен ______ ______.
____ зима приносит ____ _____. Она, как ______, украсила всё вокруг _____ _____ снегами. Зимушка, как ____ мама, одела землю и деревья в ____ _____. Мы ___ этому времени года!
- Устное составление рассказа.
- Озаглавьте текст сами.
Слайд 20Список использованной литературы и других источников.
Макашова Е. Ф. «Русский язык. 3 класс:
поурочные планы по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко» / Е. Ф. Макашова, Н. С. Жидкова – Волгоград: «Учитель», 2011. – 205 с.
Соловейчик М. С. «К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка». Учебник / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 160 с.
Соловейчик М. С. «К тайнам нашего языка: 3 класс: Тетрадь – задачник № 1» / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014. – 64 с.
Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Соловейчик М. С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014. – 280 с.
Жиренко О. Е. «Учим русский с увлечением»: Формирование орфографической грамотности: 1 – 4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – Москва: «5 за знания», 2010. – 240 с..