Презентация, доклад по русскому языку на тему Написание существительных с суффиксом -ищ-(3 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.Тема: Написание существительных с суффиксом – ищ -. Проблемная ситуация: - Слова-то одинаковые – с суффиксом – ищ-! Но одни слова оканчиваются на – а,а другие –

Слайд 1Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Муниципальное общеобразовательное « Комсомольская СОШ

№2»


Проблемная ситуация на уроках русского языка в начальных классах.



Алексеева Любовь Валентиновна
учитель начальных классов
высшей категории

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики  Муниципальное общеобразовательное  « Комсомольская СОШ №2»Проблемная ситуация на

Слайд 2РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Тема: Написание существительных
с суффиксом – ищ

-.
Проблемная ситуация:
- Слова-то одинаковые –
с суффиксом – ищ-!




Но одни слова оканчиваются на – а,
а другие – на –е! Почему?
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.Тема: Написание существительных с суффиксом – ищ -. Проблемная ситуация: - Слова-то

Слайд 3 С каким значением в

словах используется суффикс - ищ-?


Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тётке вороне про эту хвáсту. Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: — Тётка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.
Вот она его маленько и потрепала: — Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: — Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!
 

С каким значением в словах

Слайд 4

Создание проблемной ситуации.

В каком числе стоят все слова? А давайте поставим их в единственное число.
усищ (- а-, -е-) ?
лапищ ( -а-, -е -) ?
зубищ ( -а-, -е-) ?


Слайд 5Обратный словарь слова с суффиксом – ищ -.

- рыбища

- зубище
- травища - медведище
- головища - дождище
- тетрадища - гвоздище
- бородища - холодище
- пылища - арбузище
Проблема:
Слова-то одинаковые с суффиксом – ищ - !
Но одни слова оканчиваются на - а, а другие на - е!
Почему?
Обратный словарь слова с суффиксом – ищ -.- рыбища

Слайд 6Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют

окончания –а-.  
- Слово с суффиксом – ищ - стоит в том же роде, что и слово, от основы которого оно образовано.
- Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е-.
Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.  - Слово с суффиксом

Слайд 7Шуточный текст Олега Григорьева «Былина».

« Два приятеля

Славочка и Боренька мирно беседуют. Один сидит на скамеечке, другой - на заборчике. В руках у каждого - тетрадочка и карандашик.
Потом они ссорятся, и всё сразу меняется.
Теперь они не Славочка и Боренька, а Славищ… и Борищ… . Заборчик теперь- заборищ…, а скамеечка- скамеищ... В руках у каждого - тетрадищ… и карандащ… .»
Шуточный текст Олега Григорьева   «Былина».   « Два приятеля Славочка и Боренька мирно беседуют.

Слайд 8Алгоритм написания окончаний е и а после суффикса – ищ -

.


1шаг. Есть затруднение в написании окончания существительного после суффикса – ищ - ?
2 шаг. От основы какого слова образовано существительное?
3 шаг. Определи род.
4 шаг. Слова, образованные от основы мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- имеют окончание е.
Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом –ищ- имеют окончание а.

Алгоритм  написания окончаний е и а после суффикса – ищ - .1шаг. Есть затруднение в написании

Слайд 9ВЫПИШИ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА СТОЛБИКОМ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ.

Жило- было Чудищ… -
Юное стращилищ…

.
Росту непомерного,
Непомерной силищи.
Жило припеваючи
В огромной ямище
У своих, у любящих
Папищи и мамищи.


Кто из ребят лучше понял правило?
Миша написал: папище и мамища.
Маша написала: папища, мамища.
ВЫПИШИ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА СТОЛБИКОМ  В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ.Жило- было Чудищ… -Юное стращилищ… .Росту непомерного, Непомерной силищи.Жило припеваючиВ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть