Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Слайд 2 «Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех,
которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А.Н. Колмогоров
Слайд 3ПРОБЛЕМА - потеря интереса к чтению у подрастающего поколения приводит к
снижению рецептивного вида деятельности, т.е. отсутствию осмысленного восприятия информации, а как следствие к снижению коммуникативно – активной деятельности, к снижению эмоционального восприятия окружающей действительности, к снижению процессов формирования воображения и фантазии.
Слайд 4
Что же такое проектно-исследовательская деятельность?
Слайд 5Проектно-исследовательская деятельность-это…
Проектирование собственного исследования
Выделение целей и задач
Выделение принципов отбора методик
Планирование хода
исследования
Определение желаемых результатов
Слайд 6Проектная деятельность
один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений,
способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Слайд 7Исследовательская деятельность –
высший уровень деятельности,
это самостоятельный поиск знаний,
овладение
основными правилами
и действиями, творение того, чего
еще не было.
Только те знания, добыты исследовательским путем,
становятся прочно усвоенными и осознанными.
Слайд 8Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются
с проблемами, одновременно происходит насыщение
знаний,
что способствует образованию личностных ценностей.
Чем больше ценностей в сознании,
тем легче ориентируется учащийся
в мире.
Слайд 9Организация проектно- исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность,
культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Слайд 10МЕТОД ПРОЕКТОВ -
совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для
достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Слайд 11
Требования к использованию
метода проектов
наличие проблемы, решение которой нуждается в
исследовательском поиске.
практическая познавательная значимость результатов.
самостоятельная деятельность учеников.
использование исследовательских методов.
обсуждение способов оформления результатов проекта.
сбор, анализ данных поиска.
выводы, презентация исследования.
Слайд 12Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это
его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Слайд 13Синквейн.
Проект.
Творческий, научный.
Планировать, создавать, защищать.
Обобщение накопленных знаний.
Творчество.
Слайд 14Метод проектов на уроках чтения
Задачи урока
чтения: повысить интерес к книге, литературе, расширять кругозор детей, совершенствовать технику чтения.
Важным условием в воспитании читательской культуры во все времена было отсутствие пассивности в привитии навыков чтения.
Проектная деятельность на уроках литературного чтения позволяет
привить детям интерес к чтению;
расширить литературный кругозор;
развить самостоятельность и инициативу,
сформировать практические умения, которые
можно применять не только на уроках чтения,
но и при изучении других предметов, а так
же в жизненных ситуациях, что и является
метапредметными результатами.
Слайд 15Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию;
Формирование навыков самостоятельного сбора и обработки
информации, материалов;
Формирование позитивного отношения к работе;
Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы;
Развитие умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
Развитие критического мышления.
Слайд 16Эффективность проектной деятельности
Проектная деятельность на уроках литературного чтения позволяет
привить детям
интерес к чтению,
расширить литературный кругозор,
развить самостоятельность и инициативу, сформировать практические умения, которые можно применять не только на уроках чтения, но и при изучении других предметов, а так же в жизненных ситуациях, что и является метапредметными результатами.
Учебная деятельность становится оптимально
целесообразной. Положительные эмоции,
вызванные у детей удовлетворением
результатами их проектной деятельности,
образуют атмосферу эмоционального комфорта
в процессе обучения.
Слайд 17Метод проектов
Виды деятельности учащихся
Методы работы
Результативность
индивидуальная
парная
групповая
исследовательские
творческие
поисковые
видеофильмы,
игровые проекты (праздники, театральные спектакли, викторины)
альбомы, устные журналы, выставки рисунков, поделок, газеты
презентации.
альманахи, книжки - малышки
Слайд 18Структура проекта
1. Формирование исследовательской группы.
2. Формулирование темы проекта.
3. Определение проблемного задания.
4. Выбор методов исследования.
5. Сбор данных с использованием
научно – художественной литературы.
6. Анализ и обработка полученных данных.
7. Оформление творческого отчета.
8. Презентация.
9. Дискуссии, обсуждения результатов проекта после его защиты, советы и комментарии учителя, групповой анализ работы и самоконтроль участников.
Слайд 19Тематика проекта
сформулированная
специалистами
предложена учителем
выбрана
самим учеником (или группой учащихся)
Слайд 22Как выбрать тему проекта?
Правило 1. Тема должна быть интересна
ребенку.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.
Слайд 23Критерии успеха работы над проектом
Достижение конечного результата;
Овладение учащимися учебными умениями, связанными
с приемами самостоятельного приобретения знаний;
Сплоченность участников команды;
Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;
Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
Слайд 24Родительское собрание
Цель: знакомство родителей с проектной деятельностью
Задачи собрания:
Познакомить с видами проектов,
структурой проектов;
Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;
Разработать с родителями в ходе практической работы проекты по разным направлениям.
Слайд 25Анкета для родителей
Знаете ли вы о проектной деятельности?
Нужно ли в
школе заниматься проектной работой?
С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении.
Нужна ли вам информациями по данной теме?
Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?
Окажете ли вы ему помощь?
Слайд 26Этапы работы над проектом
I этап: выбор темы проекта
II этап: сбор информации
III этап: обдумывание плана
работы над проектом
IV этап: реализация проекта
V этап: подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее)
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: презентация и защита проекта в классе
VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).
Слайд 27Типы проектов
По составу участников проектной деятельности
По характеру партнерских взаимодействий
между участниками
проектной деятельности
По уровню реализации межпредметных связей
По длительности
По доминирующей деятельности учащихся
индивидуальные, коллективные (парные, групповые).
кооперативные, состязательные, конкурсные.
монопредметные, межпредметные, сверхпредметные.
короткие, средней длительности, длительные.
исследовательские;
творческие;
игровые;
информационные;
социально-значимые.
Слайд 28В первом классе
«Занимательная азбука», «Азбука в загадках» или «Живая азбука»
«
В мире загадок»
Слайд 29Подготовку к проектной деятельности я начинаю уже в первом классе. Самый
первый проект по русскому языку – это проект, завершающий период обучения грамоте и письму – «Живая азбука». В процессе работы обучающиеся создают творческие работы про буквы, выполняют рисунки букв, подбирают стихи про буквы, загадки, пословицы, ребусы, сочиняют сказки и рассказы о буквах. Презентация проекта проходит в виде праздника «Прощание с Азбукой». Класс украшен работами детей. Дети разделены на три группы, и мероприятие проходит в виде игры-соревнования между группами.
Слайд 30Цели проектной работы
- обобщить знания о буквах русского алфавита;
- представить выбранную букву в интересной форме;
- учиться искать информацию (загадки, пословицы) в сотрудничестве со взрослыми.
Слайд 31Тип проекта.
Коллективный
Продукт.
Книга, газета
Слайд 36 Во втором классе
осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические
тексты,
выделять в тексте главную мысль , пересказывать текст;
искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках ;
выполнять работу по несложному алгоритму;
индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению;
описывать объект наблюдения, проводить классификации отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения.
Слайд 372 класс
«О чем может рассказать школьная библиотека»
«Эти удивительные сказки»
«Любимый детский журнал»
«День
Победы»
«Мой любимый детский писатель»
«Моя любимая книга»
Слайд 38Проект «Любимый детский журнал»
Цель проекта.
-познакомиться с содержанием детских журналов: их оформлением,
рубриками
- подготовить представление журнала в классе.
Тип проекта.
Индивидуальный.
Продукт.
Презентация любимого журнала
Слайд 39Проект «Эти удивительные сказки»
Цель проекта:
-Познакомиться с типами сказок и их основными
частями,
-научиться сочинять сказки.
Тип проекта.
-Индивидуальный.
Продукт.
-Книга.
-Оформление своей сказки на отдельной странице-
Слайд 43 В третьем классе
видеть границу между известным и неизвестным;
соотносить результат
своей деятельности с образцом;
находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации;
искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде.
Слайд 443 класс
«Пословица - недаром молвится»,
«Докучные сказки»
«Литературная викторина»
«Весёлые рифмы»
«Классный журнал для детей»
Праздник
поэзии.
Слайд 45Проект «Пословицы в современном мире»
Цели проекта:
пополнить активный словарный запас учащихся
пословицами;
уточнить смысл и значение каждой из них;
научиться применять их в речи;
самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками;
дать толкование пословицам;
нарисовать к пословицам иллюстрации.
Слайд 46Задачи проекта:
провести диагностику уровня знаний пословиц у детей базе 3
класса «В» школы,
провести оценку полученных результатов,
разработать решения и соответствующие мероприятия;
научить школьников самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией;
развивать творческие способности учеников;
создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников 3 класса»,
художественно его оформить.
Слайд 47
Проблемный вопрос: Как рождаются пословицы?
Работа в группах:
Основные признаки и функции пословицы.
Пословицы
народов мира.
Тематические пословицы.
Пословицы разных времен.
Пословицы с поэтическим и прозаическим складом.
Пословицы о пословицах.
Пословицы разных источников происхождения.
Прямой и переносный смысл пословиц.
Слайд 48Оформление результатов детских исследований:
Оформление книги пословиц, в которой каждый ученик представляет
свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация).
Подведение итогов: урок – презентация «Пословицы в современном мире».
Коллективная проектная деятельность, осуществляемая учащимися, координируемая учителем, ценна тем, что позволяет самореализоваться каждому участнику независимо от способностей.
Слайд 49Пословицы народов мира
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта
японская пословица учит следить за своим поведением.
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Слайд 50Пословицы о пословицах
На всякого Егорку своя поговорка.
Без пословицы не проживешь.
Старинная пословица
не мимо молвится.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Слайд 51А зачем они нужны сегодня?
Пословицы это живость языка, ум, начитанность.
Они украшают
нашу речь.
Помогают выразить позицию говорящего короче.
Слайд 52Мы выяснили:
Пословицы необходимы в нашем общении.
Правильное использование пословиц в речи отражает
уровень воспитанности и культуры человека.
Слайд 56Ребята составляют рассказы, названием которых служат понравившиеся пословицы.
Слайд 57Поспешишь - людей насмешишь.
Вася рано утром собирался в школу. Он очень
спешил, и когда обувался, то перепутал ботинки. Когда он пришел в школу, дети все рассмеялись. Вася посмотрел на ноги и все понял.
Слайд 58Делу время, а потехе час.
Каждый человек должен находить время для работы
и для отдыха. Моя работа – это учеба. А еще я помогаю маме: хожу в магазин за хлебом, убираю разбросанные сестренкой игрушки и книжки, мою посуду. А по вечерам, когда сделаю уроки, я играю с сестренкой или смотрю телевизор. В субботу после школы и в воскресенье гуляю с подружками на улице.
Слайд 59К четвёртому классу
выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и
художественного жанров;
ориентироваться в возможностях информационного поиска (библиотеки и Интернет) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
составление мини-презентаций.
Слайд 60Поиск ответов на вопросы в четвёртом классе приводит учащихся к выдвижению
гипотез, учит искать источники информации (как традиционные, так и современные: книги, научные и научно-популярные журналы, источники на магнитных носителях, Интернет).
Здесь было главным обучить учащихся правилам использования информационных массивов.
Родители-единомышленники!
Слайд 614 класс
Создание календаря исторических событий.
Природа и мы.
Они защищали Родину.
К данному перечню
можно добавить следующую тематику:
Мой любимый сказочный герой.
Мой любимый поэт.
Осенний калейдоскоп в произведениях писателей и поэтов родного края.
Весна (лето, зима) в произведениях писателей, поэтов и художников родного края.
Поэты родного города детям.
Пословицы и сказки народов родного края о дружбе.
Образ животных в сказках и мифах народов родного края.
Слайд 62Проект «Удивительный мир театра»
Цель проекта.
- посетить театральное представление,
- приготовить театральное выступление
для учеников начальной школы.
Тип проекта.
коллективный
Продукт.
театральная постановка
Слайд 63Проект «Я помню, я горжусь»
Цель проекта.
- собрать информацию и приготовить сообщение
о своих родственниках воевавших в годы войны.
Тип проект.
Индивидуальный. Групповой.
Продукт.
-оформление сборника: «Книга памяти».
- Литературно-музыкальная композиция: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Слайд 64В нашей семье тоже есть воины - защитники. Это мои дедушки.
Одни из них погибли на войне , а другие- прошли весь путь до дня Победы.
Защитники в нашей семье :
Слайд 65«Никто не забыт, ничто не забыто»
Книга памяти.
Слайд 66«Календарь исторических событий»
-изучить события, описанные в летописях и былинах, дополнить знания
информацией из дополнительных источников и приготовить сообщение о историческом событии
Индивидуальный или групповой
Выступить с сообщением и составить ленту времени
Слайд 67На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образвания.
Слайд 69Темы проектов по русскому языку
Всегда ли мягкий мягкий знак?
Древнерусский алфавит
Откуда
растет корень слова?
Крылатые слова и выражения
Разделительные Ь и Ъ
В царстве трёх склонений
На что похоже наречие
Как различать омонимы
Такие разные синонимы
Тайны морфемы
Заимствованные слова
Слайд 70Во втором классе использую метод проектов при работе со словарными словами.
Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
Слайд 71
Медвѐдь.
Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
Медведь.
Медведь – крупное
хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
Медведь ест малину.
Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
Идет медведь между елками,
Бредет медведь между березками,
В овражки спускается,
На пригорки поднимается.
10. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Образец работы ученика
Слайд 72Мини-проект «Словарное слово»
Запиши слово, поставь ударение.
Определи количество букв, звуков, слогов в
слове.
Отметь, где написание расходится с произношением.
Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
Составь предложение со словом.
Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Слайд 73Технологическая карта
1) Определить лексическое значение слова
2) Подобрать однокоренные слова
3) Подобрать синонимы и антонимы к
этому слову, подобрать фразеологизмы
4) Сочетаемость слова
5) Найти пословицу или загадку к слову
(загадку можно сочинить самим)
6) Составить предложения с этим словом
(можно вспомнить или найти строки из стихотворения, песни)
Рассказ о слове
Слайд 75План исследования:
1. Загадка, ответом которой является словарное слово
2. Рисунок слова (по
количеству значений слова)
3. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.)
4. Лексическое значение (работа со словарями) - обращается внимание на многозначность слова
Слайд 76План:
План:
Лексическое значение слова.
Синонимы и антонимы к этому слову.
Найти родственные слова.
Подобрать фразеологизмы,
если они имеются.
Найти пословицы про слово.
Подобрать загадки.
Приметы, связанные с этим словом.
Написать отрывки стихотворений, где встречается выбранное слово.
Придумать предложение с выбранным словом.
Слайд 77Зима
Лексическое значение слова «зима».
Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью
и сменяющееся весной. Суровая зима. Снежная зима.
Старославянское – зима.
Литовское – ziema.
Греческое – chion (снег).
В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Прилагательное зимний известно с X–XII вв. Первоначальное значение слова – «время дождей», «время снега».
Слайд 782.Синоним- зимушка.
Антоним- лето.
3. Родственные слова, образованные от корня «зим».
Зима-
зимовщик, зимний, зимовать, зимушка, зимующие.
4. Фразеологизмы
1). Сколько лет, сколько зим (не видались; разг. фам., говорится при свидании) - очень давно [каламбур, основанный на двояком значении слова лет - годов и времен года].
Сколько лет, сколько зим, старина, не видались!
2). Где раки зимуют - выражение угрозы.
Слайд 795. Пословицы.
Зимой волка бойся, а летом муху.
Зима лето пугает, а все
равно тает.
Зима лето строит.
Зима лодыря морозит.
Зиме и лету перемены нету.
Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит.
6. Загадки.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит слёзы льёт. (Зима)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Слайд 807. Приметы о зиме.
Если кошка в доме встает на задние лапы
и начинает скрести стены, то следует ждать вьюгу.
Если самые сильные морозы за всю зиму приходятся на праздник Крещения, то год будет урожайным.
Падают большие снежинки – к оттепели.
Деревья в лесу трещат — перед сильной стужей
Дрова горят с треском - к морозу.
Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
Если дым из трубы идет столбом – похолодает.
В какой день зимы пройдет буран, в соответствующий день лета будет дождь.
8. Стихи про зиму.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Федор Тютчев
Слайд 819. Предложения со словом «зима».
В этом году зима обещает быть снежной
и морозной.
Зима недаром злится, прошла её пора.
Слайд 85Темы межпредметных проектов
Наши друзья -кошки
"...И вот сама идёт волшебница зима"
Слайд 86 СБОРНИК ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ
ЧТЕНИЮ.
Малые жанры
устного народного творчества.
Слайд 89Колючая красавица
В саду у нас цветет,
Всем людям очень нравится
И радость в
дом несет.
(Чудинова Ксения)
Сидит на кочке пузатая бочка.
(Сафронов Илья)
Это что за фея?
Кружится, порхает,
цветочки опыляет?
( Шумейко Карина)
Не самолет, а летает,
Не цветок, а землю украшает.
( Перегудова Настя)
Слайд 90Проект «Скороговорки».
В процессе реализации проекта участники решали проблему: как сказать, чтобы
тебя слышали и понимали? Зачем люди придумывают скороговорки? Чему они помогают научиться? Какие виды скороговорок бывают? Кто сочиняет скороговорки?
В процессе реализации проекта участники решали проблему: как сказать, чтобы тебя слышали и понимали? Зачем люди придумывают скороговорки? Чему они помогают научиться? Какие виды скороговорок бывают? Кто сочиняет скороговорки?
Слайд 92Помните!!!
Подходите к проведению работы творчески.
Не сдерживайте инициативы детей.
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых
инструкций.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Слайд 93 «Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать
и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Слайд 94Спасибо за внимание !
Творческих успехов !