Слайд 2
Настоящий альбом — приложение к комплекту пособий Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно
для детей 5-летнего возраста. В альбоме описано содержание более 20 занятий и около 80 упражнений, отражающих авторский подход к проблеме формирования и развития репродуктивных форм связной речи у детей. Альбом предназначен для совместной работы логопеда, воспитателя и родителей и может быть адресован ребенку с любым уровнем развития связной речи — от полного ее отсутствия до отдельных недочетов в связных высказываниях.
Слайд 3 В плане предусмотрено 15 занятий по развитию связной речи. Однако для
того, чтобы логопед мог учесть особенности восприятия и индивидуальной динамики детей, а в случае необходимости — продлить занятия какого-то этапа, в альбоме дано 21 занятие.
Родителям нет необходимости постоянно носить альбом в детский сад, так как дополнительные записи логопеда не понадобятся. Логопед лишь сообщает родителям или воспитателям название рассказа, проработанного в группе, а также номера упражнений, которые им необходимо выполнить с детьми.
Не все упражнения имеют основной целью развитие связной речи как таковой. Часть упражнений направлена на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, другая — на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта работа непосредственно и не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развернутого, грамотного в языковом отношении высказывания.
Большая часть упражнений, естественно, посвящена непосредственно формированию связного, логичного, последовательного смыслового высказывания, то есть связной речи.
После выполнения упражнений на каждом занятии проводится воспроизведение рассказа целиком либо его составление.
Очень важно то, как взрослый читает рассказ-образец и слушает рассказы ребенка. Многолетний опыт убеждает: каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался рассказ взрослому, читать его нужно выразительно, как можно более артистично. А слушать рассказ ребенка всегда необходимо с большим вниманием, заинтересованностью и, не побоимся этого слова, восторженно. Только такому слушателю хочется рассказывать, только ему ребенок продемонстрирует все лучшее, на что способен; появляются скрытые резервы, удивительные возможности детской компенсаторики.
Слайд 4
ЗАНЯТИЕ № 2
ТемаВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА,
СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ
Цели. Учить детей отвечать
на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 4 предложений; развивать внимание детей.
Ход занятия
РАССКАЗ «ДЕЖУРНЫЕ»
Имена действующих лиц заменяются именами детей группы.
Таня, Вова и Петя дежурят. Таня поливает цветы. Вова кормит попугая. Петя накрывает на стол.
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Ребенок отвечает полным, четким предложением.
Что поливала Таня? — Что делала Таня? — Что делал Вова? — Что Петя ставил на стол? — Куда Петя ставил посуду? — Что делал Петя? — Что делали все дети? Важно, чтобы дети не повторяли слово делал, а сразу употребляли нужный глагол.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Подбор слов
Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса малыша.
Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (Огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.п.)
Вова кормил попугая. Кого ещё можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котёнка и т.п.)
Что можно ставить на стол? (Вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницу и т.п.)
Что можно класть на стол? (Ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т.п.)
2.Замена действия в предложении
Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки — ведь это писал Незнайка!
Салфетница лежит на столе. Нож стоит на столе. Чашка лежит на столе. Таня наливает цветок. Вова выливает кактус. На этом этапе обучения еще рано выходить за рамки 3—4-словных предложений.
3.Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ
Цветы стоят на подоконнике. Слово подоконник проговаривается по слогам.
Таня любит рисовать. Вова любит попугая.
Вова убрал игрушки. Петя вымыл руки.
Петя надел фартук. Петя строил домик.
Петя поставил тарелки. Петя положил ложки.
4.Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки
Взрослый должен поощрять добавление ребенком деталей, если они относятся к событиям, описанным в рассказе. На этом этапе ребенок должен стараться пересказывать рассказ короткими, но четкими предложениями, не переставляя слова и не делая длинных пауз между фразами.