Слайд 1Частное общеобразовательное учреждение
Прогимназия № 63 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Дидактическая игра
по развитию речи
«Домашние и дикие животные»
Автор:
воспитатель первой квалификационной
категории Иризан Л. В.
Слайд 2Дидактическая игра по развитию речи
«Домашние и дикие животные»
Цель:
Обогащение речи детей
необходимой лексикой в процессе систематической работы.
Задачи:
1.Развивать умение создавать образы животных на основе словестного описания.
2.Развивать связную речь детей, обогащая их словарный запас с помощью стихов, используя в речи имена прилагательные, существительные, наречия и другие части речи.
3.Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
4.Научить играть в словестные и словестно – двигательные игры, выполнять движения одновременно с проговариванием текста; привлекать детей к выполнению игровых действий в соответствии с содержанием; побуждать к запоминанию.
5.Воспитывать у детей интерес к литературным текстам, желание их слушать, отвечать на вопросы по содержанию; обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности, на интонационную выразительность рассказчика – взрослого; поддерживать эмоциональный отклик на произведение.
Слайд 3Домашние животные
Ход игры:
1. Показать детям на картинке животное, предложить назвать его:
«Это коза (козочка). Это лошадка. Это овечка. Это кошка (киска, кошечка). Это собака. Это корова».
2.Предложить назвать и показать на картинке части тела каждого животного. Рассмотреть, какой у каждого животного хвост, какая шёрстка, уши, есть ли копыта, рожки.
3.Объяснить, что всё это – домашние животные. Они живут рядом с человеком, нуждаются в нём, приносят ему пользу: корова и коза дают молоко, кошка ловит мышей, собака охраняет дом, ослик и лошадка перевозят грузы и т.д.
4.Поиграть в игру «Идёт коза рогатая». Научить детей складывать из пальчиков «рога», используя указательный и средний, указательный и мизинец.
У окошка села кошка,
Ты её погладь немножко.
А котёнку брось клубочек –
Любит с ним играть он очень.
Вопросы к детям:
- Как кошечка просит молока? (Мяу-мяу).
- Что она ест? (Лакает молоко, ест сметану, колбасу и т.д.)
- Кого ловит кошка? (Мышек)
- Покажи, как ловит кошка мышку.
- Какая у кошечки шёрстка? (Мягкая, пушистая)
- Чем царапается кошка? (У неё есть коготки – царапки)
- Покажи, как царапается кошечка.
- Какой у кошки хвостик? (Длинный, пушистый)
Слова – подсказки:
Кошка – кот – котёнок – лакает – коготки – царапки – шёрстка – мяукает – мурлычет.
Слайд 5Собака
У собаки есть щеночки –
Беспокойные сыночки.
Целый день они шалят,
Точат зубки
и скулят.
Кувыркаются, дерутся,
Вместе косточки грызут
И на солнышке погреться
Нашей кошке не дают.
Вопросы к детям:
- Кто стережёт дом? ( Собака)
- Как лает собака? (Ав – ав)
- Какие у неё зубки? (Острые)
- Где она живёт? (В будке, конуре)
- Как называются её дети? (Щенки)
- Сколько щенков на картинке? (Много)
- Что умеет делать собака? (Лаять, сторожить дом, бегать, играть, кусать, грызть)
- Что любит есть собака? (Мясо, сосиски, косточку)
Слова – подсказки:
Собака – щенок –пёс – лает – сторожит – будка – косточка – ошейник – поводок
Корова
Две коровы на лугу
Радостно мычали: «Му – у - у!»
Травку ели, не скучали,
Мух хвостами отгоняли.
Вопросы к детям:
- Как корова разговаривает? (Му – му)
- Что делает корова? (Жуёт травку, мычит)
- Что она даёт? (Молоко)
- Где у коровы рога, копыта?
- Покажите, как бодается коровка.
- У кого ещё есть копыта, рога?
- Как зовут деток коровы? (Телята)
- Сколько телят на картинке?
Слова – подсказки:
Корова – бык – телёнок – мычит – жуёт – пасётся – даёт молоко
Коза
Отпущу вас в огород,
Вы мои козлятки.
Вот трава, а вот вода,
Там бабушкины грядки.
А когда мы с братом Вовкой
Поиграли в прядки,
Где была капуста,
Оказалось пусто.
Вопросы к детям:
- Как зовут деток козы? (Козлята.)
- Сколько на картинки козлят?
- Что делают коза и козлёнок? (Щиплют травку.)
- Покажи, как они щиплют травку.
- Покажи у козы рожки.
- Где у неё копыта?
- Какая у козы и козлёнка шёрстка? (Длинная, густая, пушистая.)
Слова – подсказки:
Коза – козёл – козлёнок – бодается – щиплет травку
Лошадь
Хвост и грива - красота!
И копыта хоть куда!
Может весело скакать
И подковами стучать.
Где, малыш, ты? И - го - го!
Трудно отыскать его.
Любит мама - лошадь
Своего ребёнка -
Маленького, резвого
Сына - жеребёнка.
Вопросы к детям:
- У какого животного есть грива? (У лошади.)
- У каких животных есть копыта? (Лошадь, коза, корова, и т.д.)
- Как разговаривает лошадка? (И - го - го.)
- Как лошадка стучит копытами? (Цок - цок.)
- С кем мама - лошадь вышла на лужок? (С жеребёнком.)
Слова – подсказки:
Лошадь - конь - жеребёнок - подкова - грива - скачет - ржёт
Слайд 9Овца
Мы в степи пасемся, бродим,
Малышей с собою водим.
Шёрстка тёплая, как печка,
У
баранов и овечек.
Вопросы к детям:
- У кого шерсть гладкая, а у кого пушистая, длинная?
(У коровы - гладкая, у козы, овцы - густая, пушистая длинная.)
- Кто нарисован рядом с овцой? (Ягнёнок.)
- Как кричит коза, а как овца?
- Чем питаются эти животные? (Летом - травой, зимой - сеном.)
Слова – подсказки:
Овца - баран - ягнёнок - густая шёрстка - блеет - сено
Свинья
Розовое брюшко,
Белая щетинка -
Это наша хрюшка,
С нею дочки - свинки.
Нос у хрюши - пятачок,
Хвостик - загнутый крючок,
На ногах - копытца,
Чтоб в земле порыться.
Вопросы к детям:
- Какой у свиньи хвостик? (Крючком.)
- Как называется нос у свиньи? (Пятачок.)
- Как называется шёрстка у свиньи? (Щетина.)
- Как называют деток свиньи? (Поросята.)
- Сколько поросят на картинке?
- Где любят лежать свиньи? (В луже, в грязи.)
Слова – подсказки:
Свинья – поросёнок – пятачок – щетинка – хвост крючком – хрюкает - чумазый
Слайд 11Кролик
В огороде под кустом
У него отличный дом,
Он морковку и капусту
Поедает с
громким хрустом.
Кролик зайцу лучший друг!
Оба скачут во весь дух!
Вопросы к детям:
- У свиньи щетина, а у кролика что? (Шерсть, шёрстка.)
- На кого похож кролик? (На зайца.)
- Что любит есть кролик? (Морковь, капусту.)
- Попрыгай, как кролик и зайка.
- Какие у кролика уши, а какой хвост?
( Уши длинные, а хвост короткий, пушистый.)
Слова – подсказки:
Кролик – крольчонок – грызёт морковку – длинные уши – пушистый хвост
Слайд 12Осёл
Ослик грустный и упрямый.
Он устал, но смотрит прямо.
Как его развеселить?
Снять поклажу,
отпустить.
Пусть попьёт и ляжет в тень,
Он трудился целый день.
Вопросы к детям:
- На кого похож ослик? ( На лошадь.)
- Кто больше - осёл или лошадь?
- Что ест осёл? (Траву.)
- Как разговаривает осёл? (Иа – иа.)
- Что он умеет делать? (Возить поклажу, грузы.)
- Ослик какой? ( Грустный, маленький, серый, упрямый.)
- Какое домашнее животное тебе больше нравится, почему?
Слова – подсказки:
Осёл – ослёнок – везёт поклажу – серый - упрямый
Слайд 13Дикие животные
Ход игры:
1. Показать детям на картинке животное. Предложить назвать полным
словом: «Это волк, это заяц, это лиса, это ёж и т. д. Все это дикие животные. Они живут в лесу».
2. Предложить детям рассказать, чем дикие животные отличаются от домашних: домашние живут рядом с человеком, приносят ему пользу, нуждаются в нём, а дикие живут в лесу и в человеке не нуждаются – они сами строят себе жилище и добывают еду. Но иногда человек приручает диких животных (например, дрессировщик в цирке).
3. Предложить детям назвать части тела животных. Сравнить одни и те же части тела у разных животных. Например: «У белки хвостик большой, пушистый, а у ёжика совсем маленький, незаметный. У зайца ушки длинные, а у медведя короткие». Сравнить с детьми разных животных по размеру: белочка, маленькая, а медведь большой и т.д.
4. Рассказать детям о том, что в природе животные сами ищут или строят себе жилища: роют норы и берлоги, обустраивают дупла. Некоторые звери зимой впадают в спячку (медведь, ёж), многие меняют цвет шёрстки (заяц, белка, лиса)
Слайд 14Волк
Воет громко на луну,
Нарушает тишину,
Зубы острые как нож,
На собаку он похож.
Волк,
ребята, хищный зверь!
Запирайте на ночь дверь!
Вопросы к детям:
- Где живут дикие животные? (В лесу.)
- Где они прячутся? (Волк – в логове, заяц – под кустом, лиса – в норе.)
- Волк какой? ( Злой, лохматый, серый, голодный.)
Слова – подсказки:
Волк – серый – злой – логово – хищник – воет на луну – острые зубы
Слайд 15 Заяц
Держит ушки на
макушке,
Хвостик мягкий, как подушка.
Зайка любит быстрый бег,
А зимой пушистый снег.
Спрячет в лапки красный нос,
Чтоб не страшен был мороз!
Вопросы к детям:
- Какие у зайца уши? А хвост?
(Ушки длинные, хвост короткий.)
- На кого похож заяц? (На кролика.)
- Какая у него шёрстка? (Мягкая, пушистая.)
- Кого боится заяц? (Волка, лису.)
- Куда он прячется? (Под куст.)
- Что любят есть зайцы и кролик? ( Морковку, капусту.)
Слова – подсказки:
Заяц - трусишка - прыгает - зимой белый - летом серый
Слайд 16Лиса
Это рыжая лиса,
Пышный хвост – её краса!
Чуткий нос и хитрый
взгляд,
Глазки – бусинки горят.
По деревне шасть да шасть,
Где бы курочку украсть?
Ходит осторожно, крадётся не спеша.
Хитрая, плутовка. Но как хороша!
Вопросы детям:
- Лиса какая? (Рыжая, пушистая.)
- Какой у неё хвост? ( Длинный, пушистый, с белым кончиком.)
- Чем питается лисица? (Ест мышей, птиц)
- Волк злой, а лиса, какая по характеру? (Хитрая, лгунья, обманщица.)
Слова – подсказки:
Лиса - хитрая - плутовка - рыжая - нора - охотится
Слайд 17Белка
На сосне вверху дупло,
В нём уютно и тепло.
Рыжий маленький зверёк
Собирает шишки
впрок.
Сушит вкусные грибочки
Белочка для белки – дочки.
Вопросы к детям:
- Кто из животных живёт на дереве? (Белка.)
- Какого цвета белочка? (Рыжая.)
- Какие у неё ушки? (С кисточкой.)
- Как передвигается белочка?
(Прыгает с ветки на ветку, с дерева на землю.)
- Что запасает белочка на зиму?
(Собирает шишки, сушит грибы.)
Слова – подсказки:
Белка - дупло - шишки - орехи - грызёт - прыгает - бельчата - кисточки
Слайд 18Ёж
У ежа иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок –
Нет ни
головы, ни ног.
Вопросы к детям:
- Ёжик какой? (Серый, колючий.)
- Какие у ежа иголки? (Острые, колючие.)
- Какие лапки, глазки, нос? (Чёрные, маленькие.)
- Что ест ёжик? (Яблоки, Грибы, Насекомых.)
Слова – подсказки:
Ёж - иголки - колючий - сворачивается клубочком - собирает грибы
Бродит важно по дороге,
А живет в лесной берлоге,
Любит ягоды и мёд,
Спит всю зиму напролёт.
Может громко зареветь
Косолапый зверь – медведь!
Вопросы к детям:
- Кто из зверей самый большой? (Медведь.)
- Какой он? (Бурый, лохматый.)
- Какие у медведя лапы? (Большие, когтистые.)
- Что любит есть медведь? (Мёд, ягоды, особенно малину.)
- Где спит зимой медведь? (В берлоге.)
Слова – подсказки:
Медведь - спит зимой - берлога - сосёт лапу - лохматый - бурый - мёд