Слайд 1Городское методическое объединение воспитателей старших и подготовительных групп (для малоопытных педагогов)
Консультация:
«Методика обучения творческому рассказыванию».
Слайд 2«Творческое воображение – сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом
ребёнка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддаётся педагогическим воздействиям».
(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».)
Слайд 3Творческое рассказывание детей -
«вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в целом:
требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций».
(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».)
Слайд 4Словесное творчество
наиболее сложный вид творческой деятельности детей.
(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика
развития речи и обучения родному языку дошкольников».)
Слайд 5Словесное творчество (О.С. Ушакова)
«Деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений
от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов».
Слайд 6Формы детского словесного творчества (Ушакова О.С.)
сочинение рассказов, сказок, описаний;
сочинение стихотворений, загадок,
небылиц;
словотворчество (создание новых слов – новообразований).
Слайд 7Тематика творческих рассказов детей
должна быть связана с общими задачами воспитания у
детей правильного отношения к окружающей жизни;
должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна;
должна быть с конкретным содержанием (на начальном этапе) («Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме» и т.д.); далее задача усложняется, дети могут придумать рассказ на отвлечённую тему («Про веселый случай», «Про страшный случай» и т.д.).
Слайд 8Виды творческих рассказов
(Ушакова О.С.)
рассказы реалистического характера;
сказки;
описания природы.
Слайд 9Методические приёмы по обучению детей творческому рассказыванию (Ушакова О.С.)
Рассказывание детей вместе
с воспитателем по вопросам.
Придумывание детьми продолжения авторского текста.
Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание сказок.
Слайд 10Методический прием - рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам
Воспитатель
предлагает тему.
Задаёт вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ.
Составляется рассказ.
Слайд 11Практикум
Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о том, как Катя
пошла в лес.
- Какой был лес, в который пошла Катя?
- Какие деревья росли в лесу?
- Что могло произойти с Катей в лесу?
- Кто ей помог?
- Чем закончилось путешествие Кати?
Выбираются наиболее интересные ответы, и на основе их составляется рассказ. Дети повторяют его.
Слайд 12Методический прием - придумывание детьми продолжения авторского текста
Воспитатель читает детям авторский
текст.
После чтения и перессказывания рассказа педагог предлагает продолжить его.
Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец (на первоначальном этапе).
Слайд 13Мотивационные установки для продолжения рассказа
Помогите продолжить этот рассказ…
Расскажите дальше, что-же случилось
…
А дальше я ещё не придумала…
А что было дальше, вы расскажете сами…
Какой можно придумать конец?
Куда пошли и кого повстречали?
Слайд 14Практикум
Придумывание продолжения рассказа В. Осеевой «Сторож»
- А как вы думаете, что
произошло дальше? Придумайте продолжение рассказа.
Слайд 15Методический прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом
1. Воспитатель ставит перед
детьми учебную задачу.
2. Мотивирует выполнение учебной задачи.
3. Предлагает тему и сюжет.
4. Определяет основных персонажей.
5. Дети придумывают содержание, оформляют его словесно в форме повествования, располагают события в определенной последовательности.
Слайд 16Практикум
Воспитатель показывает книгу.
- Что это? А для чего книги нужны? Вы
знаете, кто пишет рассказы? Сочиняет сказки? А вы бы хотели стать писателями и создать свою книгу?
- Сегодня вы будете придумывать рассказ про Сережу и его щенка.
Рассказ назовем так: «Сережа вывел на прогулку своего щенка».
Перед тем как вы начнете придумывать весь рассказ, постарайтесь сначала представить себе Сережиного щенка. Каким он мог быть? Обдумайте это и расскажите.
Слайд 17Методический приём - придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему
педагог советует,
о чем можно придумать рассказ;
предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.
Слайд 18Обучение детей умению придумывать сказки
введение элементов фантастики в реалистические сюжеты;
на
первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных.
Слайд 19Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию
постоянное обогащение опыта детей
впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг и т.д.);
работа по обогащению и активизации словаря (за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц).