Слайд 1Развитие речи обучающихся
на уроках
«Обучения грамоте»
в 1 классе коррекционной школы
VIII вида
Подготовила работу учитель начальных классов Беляева И. П.
ГК ОУ РО Таганрогская коррекционная школа №19
2013 год
Д
А
И
Б
В
Ж
Е
З
К
А
Б
В
Ж
З
Е
К
Слайд 2Развитие речи обучающихся в подготовительный период
к обучению грамоте
Слайд 3Планирование работы по развитию речи в подготовительный период к обучению грамоте
Слайд 4Выявление круга представлений и степени развития речи детей,
пришедших в школу:
а) запас
слов;
б) уменье отвечать на вопросы;
в) уменье рассказать о своей жизни
дома, об играх, труде и т. п.;
г) уменье рассказать сказку,
прочитать стихотворение;
д) выявление дефектов речи детей.
Слайд 5Упражнение в громком, ясном и чётком произношении предложений и слов
(работа
над дикцией и правильностью речи):
деление предложений на слова,
слов — на слоги,
выделение звуков.
Слайд 11Словарная работа:
а) уточнение и расширение запаса слов, имеющегося у ребёнка;
б) классификация
предметов: игрушки и учебные вещи; овощи,
фрукты и т.п.;
в) знакомство с цветом предметов и их формой;
г) расширение и уточнение словаря детей на занятиях трудом
(практич. занятия);
д) расширение и уточнение словаря детей на материале
стихотворений, загадок, сказок;
е) названия игр, организуемых учителем при проведении перемен,
на уроках физкультуры: слова, употребляемые в играх,
ориентировка во времени и пространстве:
ближе — дальше, раньше — позже, выше — ниже и т. д.;
ж) словарная работа в процессе обучения грамоте, письму и
счёту (составление задач по картинкам, правильное
называние чисел до 10).
Слайд 12Работа над предложением:
а) упражнение в делении короткого, доступного пониманию детей рассказа или
стихотворения на отдельные предложения;
подведение учащихся к пониманию того, что предложение есть единица связной речи (рассказ составляется из предложений);
б) уменье ответить на вопросы полным предложением;
в) составление предложений по картинке и личным наблюдениям предметов и явлений окружающей действительности.
Слайд 13Виды и приёмы работы
по развитию устной речи
в подготовительный период
Слайд 14ВИДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТ
ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Слайд 15Изучение класса.
Развитие речи у детей I класса связано со всеми школьными
занятиями: чтением, письмом, математикой, наблюдениями явлений природы, рисованием, ручным трудом.
Речь приходящих в школу детей по структуре и по правильности заставляет желать очень многого. Учитель должен терпеливо и с большим вниманием выслушивать каждого ученика не только на уроке, но и в разговоре с ним вне урока, осторожно исправлять неправильности его речи (неправильно произнесённое слово, неправильно построенное предложение). Разумеется, учитель должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Слайд 16Разговор.
Для развития речи ребёнка необходимо проводить упражнения в разговоре.
Каждый
учитель должен найти время для индивидуального разговора с детьми в классе. Это поможет педагогу осуществить индивидуальный подход к детям.
Примерный круг вопросов
для первого разговора учителя
с поступившим в школу учеником:
Как тебя зовут?
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь (адрес)?
Где работает твой папа?
Где работает твоя мама? И т.д.
С первых бесед учитель учит детей говорить. Он требует громких и правильных ответов и отчётливого произношения своего имени.
Слайд 17Результаты бесед заносят в «Карты речевого развития обучающихся», делая краткие заметки,
например:
говорит свободно;
речь неправильная;
есть дефект речи ( и указываются – какие);
молчит.
Разговор с отдельными обучающимися может быть и в классе.
В разговоре заложены в зачатке все формы живого слова:
а) ответы на вопросы, поставленные учителем;
б) вопросы, предлагаемые детьми;
в) краткие рассказы о каком-нибудь происшествии, поразившем
ребёнка;
г) описание вещи, которую сделал или собирается сделать ребёнок.
Но разговоры не должны занимать много времени
на уроке.
Слайд 18Беседа.
Прекрасным средством развития речи обучающихся являются беседы на определённую тему, в
которые втягивается весь класс. Такие беседы помогают выявить круг детских представлений и узнать, как обучающиеся владеют своей речью.
В результате беседы улучшается:
1) лексика обучающихся (называние предметов,
качеств, действий, правильное произношение слов),
2) морфология и синтаксис (упражнение в употреблении слов в требуемой форме и в употреблении основных синтаксических конструкций);
3) логика детей (приучение к последовательности в изложении мыслей, к правильной классификации вещей и явлений).
Слайд 20руководит обсуждением,
сообщает неизвестные детям факты,
твёрдо и последовательно ведёт к
определённым выводам,
исправляет ошибки в речи обучающихся,
сглаживает неправильные синтаксические конструкции.
Иногда повторяет целые предложения, чтобы создать законченный слуховой образ,
помогает формированию мысли обучающихся.
В подготовительный период основной формой работы с детьми является беседа:
1) в беседе учитель сообщает детям первые правила поведения ученика в школе;
2) в беседе выявляется накопленный опыт детей по данному предмету;
3) сообщаются первоначальные знания по предмету.
Во время беседы учитель
Слайд 22При вопросно-ответной форме беседы дети являются не пассивными слушателями учителя, а
принимают в ней непосредственное участие, сами приходят к определённым выводам и обобщениям.
Соответственно с вновь приобретёнными ими представлениями и понятиями речь обучающихся совершенствуется и обогащается новыми словами и выражениями.
К проведению каждой беседы учитель должен тщательно готовиться:
1) продумать план беседы;
2) подобрать фактический материал для её проведения;
3) подобрать необходимые пособия для иллюстрации
содержания беседы;
4) тщательно продумать систему вопросов беседы;
5) продумать и записать формулировку выводов, к которым
должны прийти дети.
Умелая постановка вопроса
обеспечивает успех беседы.
Слайд 24Требования к вопросам учителя
при ведении беседы:
1. Вопросы должны быть содержательны
и будить мысль обучающихся.
2. Вопросы должны быть сформулированы ясно и точно, правильным
литературным языком.
Правильное литературное оформление вопроса содействует развитию речи детей.
3. Вопросы должны быть строго последовательны и вытекать один из другого.
4. Чаще нужно спрашивать ученика: «Почему ты так думаешь?»
Ставя вопрос «почему», учитель заставляет ребёнка устанавливать
причинно-следственные связи между явлениями.
5. Вопросы не должны быть подсказывающими.
Требования к ответам обучающихся -
ответы должны быть полные, ясные, точные и
правильно сформулированные.
Слайд 25Для успешного проведения беседы необходимо хорошо организовать её:
1) мобилизовать внимание всего
класса;
2) задавать вопросы всему классу и потом лишь вызывать ученика для ответа;
3) спрашивать не только сильных учеников, но и слабых, не только активных, но и пассивных;
4) зорко следить за участием в работе всего класса и втягивать в беседу возможно большее количество обучающихся;
5) ошибочные ответы детей исправлять тактично. Не обрывать ученика, иначе дети перестают верить в свои силы;
6) приучать ученика думать над вопросом и не торопить его с ответом;
7) обучающиеся ставят вопросы с разрешения педагога;
8) учитель должен развивать у обучающихся уменье вслушиваться в чужую речь и понимать её;
9) необходимо учить детей говорить громко, внятно, не торопясь и правильно произносить слова;
10) добиваться правильного понимания значения каждого слова и правильного его употребления в речи;
11) учитель должен следить за своей собственной речью. Его речь должна быть литературной по своей форме, содержательной и выразительной.
Слайд 26Какие беседы проводятся в подготовительный период?
o Беседа о цели прихода в школу.
o Беседа
о прочитанном
o Беседа по картинке
o Беседа по серии картинок
(Составление предложений и рассказа
по серии картинок)
Слайд 27Рассказывание сказок
(сказка «Репка», «Колобок» и др.).
Учитель должен помнить, что народная
сказка рассказывается ритмично, в медленном темпе. Речь его должна быть образцом для детей — ясная, точная, выразительная.
Непонятные слова и выражения сказки можно объяснить перед чтением сказки, или дети усваивают народные выражения в процессе слушания, когда эти выражения читаются с особой интонацией («тянут-потянут», «большая-пребольшая»), путём протяжного произнесения.
Желательно иллюстрировать сказку показом фильма, аппликаций и вырезных фигурок. Тогда действующие лица сказки оживают и детям легче уяснить последовательный ход событий.
Слайд 28Рассмотрим сказку «Колобок».
Сказку рассказываю выразительно.
В процессе рассказывания прикрепляю
на доске заранее приготовленные фигурки, изображающие действующих лиц.
Далее беседа по содержанию сказки (задаю вопросы).
Перечисляются действующие лица.
Далее дети рассказывают сказку по картинному плану.
Повторное рассказывание сказки с элементом драматизации.
В заключение помогаю детям сделать вывод.
Слайд 32Заучивание стихотворений
со слов учителя.
Огромное значение для развития речи и
памяти обучающихся имеет заучивание наизусть стихотворений.
При заучивании наизусть дети должны хорошо понять и представить то, что они собираются заучить.
Учитель должен продумать содержание стихотворения и наметить себе план работы.
Слайд 33Развитие речи
в процессе
«Пальчиковой гимнастики»
Слайд 35Звуковые упражнения.
Обучение грамоте в нашей школе проводится по аналитико-синтетическому звуковому методу.
Этот
метод строится на базе фонетики, - науки, изучающей звуки речи и их сочетания в словах.
Звуки изучаются не изолированно от слов, а в целом слове, которое выделяется из предложения; поэтому в подготовительный к обучению грамоте период проводятся звуковые упражнения, развивающие фонетический слух и технику речи обучающихся.
Образование навыков правильного, чёткого и ясного произношения слов зависит от правильной постановки звуковых упражнений, систематически проводимых на всех уроках обучения чтению и письму, начиная с добукварного периода.
Слайд 36Нужно развить у детей уменье слушать и вслушиваться в такой мере,
чтобы в маленьком рассказе обучающиеся научились различать
отдельные предложения,
а в предложении — слова,
в которых учились бы выделять слоги и
слышать отдельные звуки слова.
Анализ всегда сопровождается синтезом.
Звуковые упражнения.
Слайд 38Работа над предложением
проводится повседневно на протяжении всего учебного года.
Она
должна проходить в строгой системе под неослабным руководством учителя, так как навык правильного построения предложения обеспечивает правильность связной речи обучающихся.
Полное понимание предложения достигается в процессе его составления на конкретном материале при высказывании
о живом предмете,
при беседе по картинкам и
при наблюдении явлений природы.
После упражнения в слуховом восприятии предложения, выделенного из рассказа, учитель учит детей составлять предложения.
Вся работа по развитию речи проводится с опорой на наглядность.
Слайд 39Работа по картинке.
Дети любят картинку. Она вызывает у них живое
представление о природе, каком-нибудь событии, знакомой игре.
Картинка вызывает желание сказать что-нибудь по поводу изображённого на ней.
«Покажи картинку, и немой заговорит», — писал Ушинский.
Картинка способствует воспитанию внимания и наблюдательности детей.
Картинки для работы с детьми младшего возраста должны быть просты и чётки как по сюжету, так и по композиции.
В младших классах хорошо пользоваться картинами большого формата. На них легче сосредоточить внимание класса.
При систематической работе над предложением в дальнейшем дети овладевают самостоятельным составлением предложений по предметным и сюжетным картинкам.
Слайд 41Работа по изучению звуков и упражнения в слышании звуков и правильном
произношении их в словах имеет большое значение для развития техники речи обучающихся.
Дети постепенно приобретают навык различать новый звук в речи,
а учитель, спрашивая детей, проверяет правильность произношения нового звука обучающимися,
выделяет обучающихся с дефектами речи,
а также выявляет причины допущенных детьми ошибок:
не различают звуков (требует дополнительных фонетических упражнений)
или словарь учащихся ограничен (в дальнейшем следует усилить работу по развитию речи с данными обучающимися).
Слайд 42СЛОВАРНАЯ РАБОТА
В I классе проводится исключительно большая работа над словом. Она
начинается с момента прихода детей в школу и продолжается до конца учебного года.
Основные задачи словарной работы
в I классе следующие:
1) изучение и уточнение учителем словаря ребёнка;
обогащение словаря ученика и активизация имеющегося у него запаса слов;
забота учителя о правильном произношении и понимании детьми слов;
за каждым словом у ребёнка должно быть конкретное
представление, точное понятие;
4) борьба за чистоту и культуру речи обучающихся.
Слайд 43Словарная работа
при планомерном проведении её
обогащает лексический состав речи обучающихся,
уточняет
значение слова,
способствует выработке у них литературного языка.
Анализ речи приводит обучающихся к уменью делить предложения на слова и к пониманию того, что наша речь состоит из слов.
Словарная работа тесно связана с развитием логического мышления обучающихся.
В I классе применяется самый простой вид логических упражнений — это классификация слов, обозначающих предметы по признаку принадлежности их к какой-либо определённой группе предметов.
В добукварный период для группировки берутся предметы, которые дети видят вокруг себя: предметы школьной мебели; учебные вещи и игрушки; овощи, фрукты и т. п.
Слайд 45Знакомстве с цветом и формой предметов
Развитие речи детей происходит при знакомстве
с цветом предметов.
Большинство детей 7—8 лет умеет определять только основные цвета (чёрный, белый, красный, синий, зелёный), но многие из них плохо различают оттенки различных цветов: плохо знают голубой, фиолетовый, розовый, жёлтый и оранжевый цвета. В настоящее время многие дети вообще не различают цвета, или различают, но не называют.
Задача учителя —
научить детей различать цвета и правильно называть их при определении цвета предметов.
Эту работу удобно проводить при ознакомлении обучающихся с формой предметов.
Слайд 46Развитие речи обучающихся в период
обучения грамоте
Слайд 47Планирование работы по развитию речи в период обучения грамоте
Слайд 48Планирование работы по развитию речи в период обучения грамоте
Слайд 53Аист вёз из магазина
На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы
и арбуз.
Слайд 59Виды работ
по развитию устной речи
в процессе
обучения грамоте
Слайд 60Обучение грамоте в нашей школе проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу.
Этот метод
обеспечивает правильное, сознательное, плавное чтение, грамотное письмо, развитие логического мышления и речи обучающихся.
Работа по развитию устной речи обучающихся, начатая в подготовительный, добукварный период, усиливается, углубляется и расширяется в процессе обучения грамоте.
Она ведётся в двух направлениях:
работа над внутренним содержанием речи и
работа над развитием техники речи.
Слайд 63Звуковые упражнения
способствуют развитию техники речи.
В букварный период работа по
изучению звуков продолжается.
Нужно прежде всего научить детей отчётливо произносить изучаемые звуки и заставить почув-ствовать разницу в произношении каждого звука в отдельности.
При объяснении способа произношения звуков надо учить детей чисто произносить эти звуки (м, ш, а, не ме, ше).
Учитель должен показывать пример правильного, чистого и отчётливого произношения звуков и слов.
Слайд 65Развитие техники речи
это работа над звуковой стороной речи:
ясностью произношения
(дикция)
и правильностью произношения (орфоэпия).
Ясность и правильность произношения достигается путём звуковых упражнений, систематически проводимых в процессе обучения грамоте.
Попутно ведётся и работа над темпом речи: при делении слов на слоги учитель сообщает детям, что слоги надо произносить в определённом темпе, по указанному образцу.
Совершенно необходимо учить детей произносить слова и слоги громко, тихо и шёпотом.
При рассказывании сказок и заучивании стихотворений, при чтении предложений и букварных текстов учитель знакомит детей с тремя основными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной.
Слайд 67Работа над внутренним
содержание речи
заключается в следующем:
а) уточнение и расширение
словаря ребёнка;
б) работа над предложением:
построение и распространение предложений,
расположение их в логической последовательности;
в) обогащение памяти ребёнка лучшими образцами художественной литературы.
Слайд 68Обучение грамоте —
это начало обучения русскому языку.
Язык есть выражение мысли,
и учить языку — это значит учить логическому мышлению.
Обучение грамоте должно строиться на базе общего развития ребёнка и развития его речи.
И в процессе обучения грамоте необходимо
обогащать ум ребенка новыми представлениями,
развивать в нём любознательность и
уменье наблюдать и сравнивать,
потому что, чем шире будет круг представлений у ребёнка, тем богаче будет его речь.
Обучение грамоте также опирается на наглядность.
Слайд 71К. Д. Ушинский говорил:
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще,
и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить её мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное обучение в формы, краски, звуки, — словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребёнку и сами входим в мир детского мышления».
В этих замечательных словах К. Д. Ушинского звучит призыв к соблюдению наглядности при обучении грамоте.
Учитель обязан обеспечить осуществление этого принципа.
Слайд 72Знания и навыки,
получаемые обучающимися
по развитию устной речи
в процессе
обучения грамоте
1) В результате систематической работы по развитию устной речи обучающиеся I класса приобретают навык
произносить слова правильно, громко, не торопясь, с нужной интонацией и правильным ударением в слове;
они приобретают уменье различать по слуху отдельные слова в предложении, слоги и звуки в слове, улавливать твёрдое и мягкое произношение согласных звуков.
2) Обучающиеся расширяют и уточняют свой словарь: они узнают названия деревьев, животных и птиц, новые названия действий и качеств, приобретают новые понятия (части дерева, части человеческого тела).
Слайд 73Словарь учащихся обогащается
при чтении столбиков слов, предложений и текстов букваря;
на материале экскурсий и наблюдений явлений природы и на ведении календаря природы;
при заучивании стихотворений,
рассказывании сказок,
проведении бесед и
работе по картинке.
3) При проведении элементарных логических упражнений развивается и логическое мышление обучающихся:
дети группируют предметы (игрушки и учебные вещи, посуда и мебель, овощи),
сравнивают их по величине, цвету и форме;
учатся последовательно излагать свои мысли при передаче содержания букварных текстов и при рассказывании сказок, при подведении итогов урока.
Слайд 74
4) В результате практического знакомства с предложением дети приобретают навык
давать
ответы полным предложением,
составлять предложения по картинке,
по натуральным предметам,
по данному учителем слову,
выделять предложение из прочитанного текста, сказки или рассказа учителя.
5) Дети передают содержание изученных сказок и заучивают наизусть короткие стихотворения.
Слайд 76Источники
Автор шаблона «АБВГДЕйка» Ревякина Е. Г. школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана
Ростовской области «http://pedsovet.su/»
Источник:- http://aida.ucoz.ru
Автор шаблона «Былины» Якушевская Ю. С. МОУ «Кадетская школа-интернат № 9» г. Омска «http://pedsovet.su» При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт.
Автор шаблона «Раскрытая книга» Ермолаева И. А. МОУ «Павловская сош» с.Павловск Алтайский край
Источник: http://s60.radikal.ru/i169/0910/b4/365f5a50474f.jpg http://whynotra.moy.su/_nw/34/77282799.jpg
Автор шаблона «Зеленый лист» Ермолаева И. А. МОУ «Павловская сош» с.Павловск Алтайский край
Источники: http://www.avazun.ru/photoframes/&sort=&p=10
http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png
Кузьмина А. А., Кеменова А. В. Система работы по развитию речи учащихся в первом классе Методическое пособие для учителей Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства прсвещения РСФСР, Москва 1951